70 лет американскому музыканту-инструменталисту и композитору Дэнни Эльфману
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

70 лет американскому музыканту-инструменталисту и композитору Дэнни Эльфману


29 мая 2023 года исполняется 70 лет американскому музыканту-инструменталисту и композитору, автору музыки ко многим голливудским фильмам Дэнни Эльфману.

Постоянный автор музыки к фильмам своего друга режиссёра Тима Бёртона; кроме того, часто сотрудничал с Сэмом Рэйми. Бывший вокалист нью-вейв-группы "Oingo Boingo" . Четырёхкратный номинант на премию "Оскар" (2004, 2009, дважды в 1998). Обладатель премий "Грэмми" и "Эмми" (за музыку к мультсериалу "Симпсоны"), шестикратный обладатель премии "Сатурн" и многократный номинант на BAFTA и "Золотой глобус".

Эльфман родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в еврейской семье польско-еврейского и русско-еврейского происхождения. Он сын Блоссом Эльфман (урождённой Бернштейн), писательницы и учительницы, и Милтона Эльфмана, учителя, служившего в ВВС, и брат актёра, музыканта и журналиста Ричарда Эльфмана. Эльфман вырос в расово смешанной зажиточной общине в Болдуин-Хилл, Калифорния, где он проводил много времени в местном кинотеатре, знакомясь с классическими научно-фантастическими фильмами, фэнтези и фильмами ужасов, и впервые познакомился с музыкой таких кинокомпозиторов, как Бернард Херрманн и Франц Ваксман.

В ранние школьные годы Эльфман проявлял склонность к наукам, почти не интересуясь музыкой, и даже был отчислен из оркестра начальной школы "за отсутствие склонности к музыке". Все изменилось, когда в конце 1960-х годов он перешёл в другую школу и попал в музыкальную компанию, которая познакомила его с ранним джазом и творчеством Стравинского и его современников XX века.

Закончив школу досрочно и планируя путешествовать по миру, Эльфман последовал за своим братом Ричардом во Францию, где играл на скрипке в авангардно музыкально-театральной группе Жерома Савари "Le Grand Magic Circus". Затем он отправился в десятимесячное самостоятельное путешествие по Африке, занимаясь выступлениями и собирая различные западноафриканские ударные инструменты, пока ряд болезней не заставил его вернуться домой. В это время Ричард создавал новую музыкально-театральную группу в Лос-Анджелесе.

После возвращения в Лос-Анджелес из Африки в начале 1970-х годов Эльфман получил предложение от своего брата Ричарда стать музыкальным руководителем его труппы уличного театрального перформанса "The Mystic Knights of the Oingo Boingoruen". 

Эльфману было поручено адаптировать и аранжировать джаз 1920-х и 1930-х годов и музыку биг-бендов таких исполнителей, как Кэб Кэллоуэй, Дюк Эллингтон, Джанго Рейнхардт и Жозефина Бейкер для ансамбля, в состав которого входило до 15 исполнителей, игравших на 30 инструментах. Он также сочинял оригинальные произведения и помогал создавать уникальные инструменты для группы, в том числе алюминиевый гамелан, "шлитц-челесту", сделанную из настроенных пивных банок, и "оркестр свалки", собранный из автомобильных запчастей и мусорных баков.

Группа "Mystic Knights" выступала на улицах и в ночных клубах Лос-Анджелеса, пока Ричард не ушёл в 1979 году, чтобы заняться кинематографом. В качестве прощания с оригинальной концепцией группы Ричард снял фильм "Запретная зона", основанный на сценических выступлениях "Mystic Knights". Эльфман написал песни и свою первую партитуру для фильма, а также появился в роли персонажа Сатаны, который исполняет переработанную версию песни Кэллоуэя "Minnie the Moocher", а участники ансамбля играют на подпевках.

До выхода "Запретной зоны" Эльфман в том же 1979 году возглавил группу "Mystic Knights" в качестве вокалиста и автора песен, сократив состав группы до восьми человек, а название до "Oingo Boingo". Их самым большим успехом среди восьми студийных альбомов, сочинённых Эльфманом, стал альбом 1985 года "Dead Man’s Party", включавший хитовую песню "Weird Science" из одноимённого фильма. Группа также исполнила свой сингл "Dead Man’s Party" в фильме 1986 года "Снова в школу", для которого Эльфман также написал музыку. В конце 1980-х годов Эльфман перевёл группу на более гитарно-ориентированное рок-звучание, которое продолжалось до их последнего альбома Boingo 1994 года.

Ссылаясь на постоянное ухудшение слуха от живых выступлений и конфликты с его карьерой кинокомпозитора, Эльфман прекратил деятельность "Oingo Boingo" в 1995 году, проведя серию из пяти распроданных финальных концертов в Universal Amphitheatre, завершившихся в ночь Хэллоуина. 31 октября 2015 года Эльфман и гитарист "Oingo Boingo" Стив Бартек исполнили песню "Dead Man’s Party" с оркестром на бис на концертном исполнении музыки фильма "Кошмар перед Рождеством" в Голливуд-боул.

Будучи поклонниками группы "Oingo Boingo", Тим Бёртон и Пол Рубенс пригласили Эльфмана написать музыку для их первого полнометражного фильма 1985 года "Большое приключение Пи-Ви". Эльфман поначалу опасался из-за отсутствия формального образования и того, что он никогда не писал музыку для полнометражных фильмов, но после того, как Бёртон принял его первоначальную демозапись заглавной музыки и при помощи оркестровки гитариста и аранжировщика "Oingo Boingo" Стива Бартека, он завершил свою партитуру, отдавая дань своей любви к ранней музыке кино и влиятельным композиторам Нино Рота и Бернарду Херрманну. Эльфман описал первый раз, когда он услышал свою музыку в исполнении полного оркестра, как одно из самых захватывающих впечатлений в своей жизни.

После "Большого приключения Пи-Ви" Эльфман в конце 1980-х годов создавал музыку в основном к причудливым комедиям, включая "Снова в школу" с Родни Дэнджерфилдом в главной роли, "Битлджус" Бёртона и "Новая рождественская сказка" Билла Мюррея. Заметными исключениями были полностью синтезаторная музыка к криминальной драме Эмилио Эстевеса "Мудрость" и музыка в стиле биг-бенд, пропитанная блюзом, к фильму Мартина Бреста "Успеть до полуночи".

В 1989 году знаменитая музыкальная композиция Эльфмана к фильму Бёртона "Бэтмен", получившая премию "Грэмми", ознаменовала собой серьёзный стилистический сдвиг в сторону мрачной, густо оркестрованной музыки в романтической идиоме, которая перешла в его композиции к фильмам "Дик Трейси" Уоррена Битти, "Человек тьмы" Сэма Рэйми и "Ночной народ" Клайва Баркера, вышедшим в 1990 году.

С выходом "Бэтмена" Эльфман прочно установил сотрудничество с Бёртоном на протяжении всей своей карьеры, создав музыку ко всем, кроме трёх, крупным студийным фильмам режиссёра. Среди них - "Эдвард руки-ножницы" (1990), "Бэтмен возвращается" (1992), "Сонная лощина" (1999), "Крупная рыба" (2003) и "Алиса в стране чудес" (2010).

В 1993 году, помимо написания партитуры и десяти песен для анимационного фильма "Кошмар перед Рождеством", снятого Бёртоном, Эльфман также озвучил главного героя Джека Скеллингтона, а также побочных персонажей - Корыто и Клоуна без лица. В 2005 году он написал музыку и песни для фильма Бёртона "Труп невесты" и озвучил персонажа Костотряса, а также в том же году написал музыку, песни и вокал Умпа-Лумпы для фильма Бёртона "Чарли и шоколадная фабрика".

Помимо частого сотрудничества с Бёртоном, Рэйми и Гасом Ван Сентом, Эльфман работал с такими известными режиссёрами, как Брайан Де Пальма, Питер Джексон, Джосс Уидон, Эррол Моррис, Энг Ли, Ричард Доннер, Гильермо дель Торо, Дэвид О. Расселл, Тейлор Хэкфорд, Джон Эмиел, Джо Джонстон и Барри Зонненфельд. Его партитуры к фильмам Зонненфельда "Люди в чёрном", Ван Сента "Умница Уилл Хантинг" и "Харви Милк", а также к фильму Бёртона "Крупная рыба" были номинированы на премию "Оскар".

С середины 1990-х годов Эльфман стал работать в различных жанрах, включая триллер ("Долорес Клэйборн", "Простой план", "Королевство"), драмы ("Соммерсби", "Гражданский иск", "Хичкок"), инди ("Шоссе", "Мой парень - псих", "Не волнуйся, пешком он далеко не уйдёт"), семейные ("Флаббер", "Паутина Шарлотты", "Франкенвини", "Ужастики"), документальные ("Стандартная рабочая процедура", "Неизвестный известный") и фильмы ужасов ("Красный дракон", "Человек-волк"), а также заметные работы в хорошо зарекомендовавших себя областях комедии ужасов ("Страшилы", "Марс атакует!", "Мрачные тени") и экшены по мотивам комиксов ("Халк", "Особо опасен", "Хеллбой II: Золотая армия", "Мстители: Эра Альтрона").

Среди его работ по франшизам, Эльфман написал партитуры для всех четырёх фильмов "Люди в чёрном" (1997-2019) и всех трёх фильмов "Пятьдесят оттенков серого" (2015-2018). Эльфман написал партитуры для фильмов "Человек-паук" Рэйми в 2002 году и "Человек-паук 2" в 2004 году, темы и подборки из которых были использованы для "Человека-паука 3" Рэйми, хотя Эльфман не сочинял партитуру. Тема Дэнни Эльфмана к фильму "Человек-паук" была включена в фильм "Человек-паук: Нет пути домой", композитором которого выступил Майкл Джаккино. В 1996 году он также создал партитуру для первого фильма из серии "Миссия невыполнима", адаптировав темы для оригинального телесериала Лало Шифрина, а также сочинив свои собственные.

Для нескольких громких проектов сиквелов и перезагрузок в 2010-х годах Эльфман включил устоявшиеся музыкальные темы со своим собственным оригинальным тематическим материалом, включая "Лигу справедливости", "Гринч", "Дамбо" и "Люди в чёрном: Интернэшнл".

Эльфман снялся в документальном фильме 2016 года "Score", в котором он в числе более 50 кинокомпозиторов обсуждал искусство создания музыки к фильмам и влиятельные фигуры в этом бизнесе.

Первое произведение Эльфмана - оригинальная концертная музыка "Serenada Schizophranaruen" - было написано по заказу Американского оркестра композиторов, премьера которого состоялась 23 февраля 2005 года в Карнеги-холле.

Последующие концертные произведения включают его первый скрипичный концерт "Eleven Eleven", написанный по совместному заказу Чешского национального симфонического оркестра, "Stanford Live" при Стэнфордском университете и Королевского шотландского национального оркестра, премьера которого состоялась в Общественном доме в Праге 21 июня 2017 года с Сэнди Кэмероном на скрипке и Джоном Мосери под управлением Чешского национального симфонического оркестра; фортепианный квартет, написанный по заказу "Lied Center for Performing Arts" при Университете Небраски и Берлинского филармонического фортепианного квартета, премьера которого состоялась 6 февраля 2018 года в Линкольне, штат Небраска; и квартет ударных инструментов, написанный по заказу "Third Coast Percussion", премьера которого состоялась на фестивале "Philip Glass Days And Nights Festival" в Биг-Суре 10 октября 2019 года

В 2008 году Эльфман принял свой первый заказ для театра, написав музыку для балета Твайлы Тарп "Rabbit and Rogue", созданного по совместному заказу Американского театра балета и Центра исполнительских искусств округа Орандж, премьера которого состоялась 3 июня 2008 года в Метрополитен-опера, Линкольн-центр. Среди других сценических работ - музыка к спектаклю Cirque du Soleil "Ирис" в 2011 году, а также инцидентная музыка к бродвейской постановке "Гари: продолжение Тита Андроника" Тейлора Мака в 2019 году.

В октябре 2013 года Эльфман впервые после распада "Oingo Boingo" вернулся на сцену и исполнил вокальные партии к нескольким песням из "Кошмара перед Рождеством" в рамках концерта под названием "Музыка Дэнни Эльфмана из фильмов Тима Бёртона", в который вошли музыкальные сюиты из 15 фильмов Тима Бёртона в новой аранжировке Эльфмана. Впоследствии концерт гастролировал по всему миру и прошёл в Японии, Австралии, Мексике, а также по всей Европе и США. С 2015 года Эльфман почти ежегодно участвует в концерте "Hollywood Bowl Halloween" с полным оркестром, исполняющим музыку "Кошмара перед Рождеством" в прямом эфире под кинопроекцию.

Помимо музыки к фильмам, Эльфман написал темы к сериалам "Симпсоны", "Байки из склепа", "Флэш" и "Отчаянные домохозяйки", который принёс Эльфману первую "Эмми". Он также адаптировал свои оригинальные темы для анимационных версий "Бэтмена" и "Битлджуса".

Время от времени Эльфман делает вылазки на сериальное телевидение, в том числе в сериалах "Альфред Хичкок представляет", "Удивительные истории", а также мини-сериал "Когда мы восстанем", музыку к которому он написал в соавторстве с Крисом Бэконом.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑