70 лет югославскому и сербскому кинорежиссёру, актёру кино, музыканту и композитору Эмиру Кустурице
24 ноября 2024 года - 70 лет югославскому и сербскому кинорежиссёру, актёру кино, музыканту и композитору Эмиру Кустурице.
Родился 24 ноября 1954 года в городе Сараево, в то время - столице СРБиГ в составе Югославии (ныне Сараево - столица независимого государства Босния и Герцеговина). Его родители - босняки, но по утверждениям самого Кустурицы, его дальние предки были православными сербами.
В возрасте 18 лет Кустурица уехал из Сараево получать образование. Местом его обучения стал факультет кино и телевидения престижной Академии исполнительских искусств (FAMU) в Праге (Чехословакия), выпускниками которого в разное время были Милош Форман, Иржи Менцель и Горан Паскалевич.
Первые свои фильмы Кустурица создал именно во время обучения в Праге - это короткометражные ленты "Часть правды" (1971) и "Осень" (1972).
Дипломный фильм Кустурицы - 25-минутная лента под названием "Герника" (1978) - рассказывал историю мальчика из еврейской семьи в конце 1930-х годов. Направленный против нацизма и антисемитизма фильм, в котором Кустурица был режиссёром, сценаристом и оператором одновременно, получил главный приз на фестивале студенческого кино в Карловых Варах.
Вернувшись в Сараево, Кустурица создал два фильма для местного телевидения. В 1978 году он поставил фильм "Невесты приходят", который, однако, так и не был выпущен на экран из морально-этических соображений.
В 1979 году появляется ещё один телефильм - "Кафе "Титаник" по роману Иво Андрича. Действие этого фильма, как и "Герники", разворачивается во время Второй мировой войны в Сараево.
В 1981 году состоялся полнометражный дебют Кустурицы с фильмом "Помнишь ли ты Долли Белл?", рассказывавшем о детстве и взрослении сараевского подростка шестидесятых годов прошлого столетия. "Помнишь ли ты Долли Белл?" - первый югославский фильм, снятый не на официальном сербохорватском языке, а на его боснийском диалекте. Картина принесла Кустурице первый крупный успех - приз за лучший дебютный фильм и приз ФИПРЕССИ на международном кинофестивале в Венеции.
Следующий фильм последовал только через 4 года, в 1985 году - "Папа в командировке". Он был посвящён послевоенным годам в Югославии, увиденным глазами ребёнка. Фильм принёс Кустурице "Золотую пальмовую ветвь" и приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале, а также номинации на "Оскар" и "Золотой глобус".
Третья картина Кустурицы, "Время цыган" ("Дом для повешения",1988) была создана при участии британских и итальянских продюсеров. Снятая в Македонии лента стала первым обращением Кустурицы к цыганской тематике и первым в истории кино фильмом о цыганах на цыганском языке. Саундтрек написал Горан Брегович, с которым Кустурица сотрудничал и в следующих двух своих фильмах. За "Время цыган" Кустурица был удостоен на Каннском кинофестивале приза за режиссуру.
Примерно в то же время режиссёр начал играть на бас-гитаре в сараевской панк-рок-группе Zabranjeno Pušenje, которая вскоре временно прекратила своё существование.
Уже имевший опыт преподавания в киношколе в Сараево (из которой режиссёра уволили после того, как он стал участником Zabranjeno Pušenje), Эмир Кустурица был приглашён Милошем Форманом читать лекции в Колумбийском университете.
Сценарий, написанный студентом Кустурицы Дэвидом Аткинсом, после небольшой доработки лёг в основу англоязычного фильма "Аризонская мечта" (1993), в котором снялись Джонни Депп и Фэй Данауэй. Фильм был удостоен премии "Серебряный медведь" на Берлинском кинофестивале.
В 1992 году началась война в Боснии и Герцеговине. Дом семьи Кустурицы в Сараево был разрушен, отец режиссёра Мурат Кустурица вскоре после этого скончался от сердечного приступа. Семья нашла убежище в Черногории. Видя, что происходит с его страной, Кустурица вернулся в Югославию для того, чтобы начать работу над новым фильмом - фантасмагорическим фильмом-притчей с элементами чёрной комедии "Андерграунд" по сценарию знаменитого югославского драматурга Душана Ковачевича. Фильм вышел на экраны в 1995 году. Реакция критики на картину была неоднозначной, и Кустурица, решив, что его не поняли, даже заявлял, что уходит из кинематографа. Тем не менее, "Андерграунд" принёс ему вторую "Золотую пальмовую ветвь" кинофестиваля в Каннах, и Кустурица стал четвёртым режиссёром, дважды получившим этот приз (после Альфа Шёберга, Фрэнсиса Форда Копполы и Билле Аугуста).
Спустя три года Кустурица вновь вернулся к цыганской теме. В отличие от "Времени цыган", его новый фильм "Чёрная кошка, белый кот" (1998), выросший из проекта о цыганской музыке для немецкого телевидения, был комедией. Картина была фаворитом Венецианского кинофестиваля в 1998 году, но не получила главного приза, однако Кустурица был удостоен "Серебряного льва" за лучшую режиссуру. Сотрудничество с Гораном Бреговичем Кустурица прекратил после "Андерграунда", и музыку к "Чёрной кошке…" написал Нелле Карайлич, который незадолго до начала работы над фильмом создал свою версию сараевской рок-группы Zabranjeno Pušenje (в которой он был вокалистом и соавтором песен) под новым названием The No Smoking Orchestra и уже успел выпустить альбом Ja nisam odavle, посвящённый жертвам войны 1992-1995 годов в Югославии.
После этого фильма последовал длительный перерыв, в течение которого Кустурица был занят в основном The No Smoking Orchestra. Место за ударной установкой в группе занял сын режиссёра - Стрибор Кустурица. В 2001 году режиссёр снял документальный фильм о группе "Истории на супер 8".
Как актёр Эмир Кустурица снялся в фильмах "Вдова с острова Сан-Пьер" (2000, реж. Патрис Леконт), "Хороший вор" (2002, реж. Нил Джордан), а также продюсировал картину своего соотечественника Душана Милича "Клубничка в супермаркете" (2003).
В 2004 году после долгого перерыва на экраны вышел новый фильм Эмира Кустурицы "Жизнь как чудо", в котором режиссёр снова обратился к теме войны на Балканах, действуя в своём любимом жанре трагикомедии. Фильм был представлен на 57-м Каннском кинофестивале, но получил лишь приз французской системы образования. Тем не менее, без наград картина не осталась: за "Жизнь как чудо" Кустурица был удостоен французской премии "Сезар".
В следующем, 2005, году Кустурица сам возглавил жюри Каннского кинофестиваля, которое под его руководством присудило "Золотую пальмовую ветвь" фильму братьев Дарденн "Дитя". В том же году он поучаствовал в создании киноальманаха "Невидимые дети", поставив один из семи эпизодов этого фильма - "Синий цыган".
Восьмой полнометражный фильм Кустурицы, премьера которого состоялась в мае 2007 года, получил название "Завет". С этой лентой Кустурица участвовал в конкурсе 60-го Каннского фестиваля, и, в пятый раз приняв участие в этом престижном киносмотре, впервые не получил ни одного приза.
26 июня 2007 года состоялась премьера панк-оперы "Время цыган", написанной музыкантами The No Smoking Orchestra по мотивам одноимённого фильма.
В 2008 году вышел документальный фильм "Марадона" о знаменитом аргентинском футболисте Диего Марадоне. Премьерный показ состоялся на 61-м Каннском кинофестивале.
В 2017 году на экраны вышел фильм Эмира Кустурицы "По млечному пути" ("Любовь и война"). В главных ролях: Моника Беллуччи и Эмир Кустурица. История из трех частей, трех непростых периодов жизни главного героя и его страны: боснийская война 1992-1995 годов; любовь к женщине, которая пожертвует всем, чтобы спасти его; и в конце - затворничество монаха, размышляющего о своей непростой жизни.
В последние годы Кустурица живет и работает в Белграде, Париже и Нью-Йорке. Кроме режиссуры, он эпизодически занимается литературой - пишет сценарии для других постановщиков, а также выступает бас-гитаристом и регулярно играет в футбол. Предпочитает говорить по-английски и упорно называет себя югославом, эмиром несуществующей страны.