75 лет со дня рождения американского автора-исполнителя песен и пианиста, обладателя шести наград "Грэмми" Билли Джоэла
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

75 лет со дня рождения американского автора-исполнителя песен и пианиста, обладателя шести наград "Грэмми" Билли Джоэла


9 мая 2024 года исполнится 75 лет со дня рождения американского автора-исполнителя песен и пианиста, обладателя шести наград "Грэмми" Билли Джоэла.

Полное имя Уильям Мартин Джоэл. Родился 9 мая 1949 года в Бронксе в еврейской нью-йоркской семье небольшого достатка. Его отец, Говард Джоэл, работал в электрической компании, а в свободное время играл дома классику на пианино. Билли Джоэл, внук немецкого текстильного магната Карла Йоэля и брат дирижёра Александра Джоэла.

В четыре года Билли начал учиться игре на фортепиано. Устав от постоянных побоев на улице, он решил стать боксёром и провёл на ринге 22 успешных боя в рамках турниров "Золотые перчатки", пока ему не сломали нос в 24-м бою. 16-летнего Джоэла, хорошо игравшего на пианино, пригласили стать клавишником в дворовую команду "The Echoes". Посвятив все время музыке вместо учёбы, Джоэл школу так и не окончил.

С 1967 по 1969 годы играл в группе "The Hassles", с которой было записано два альбома, а затем записывался с одним из её участников в составе дуэта "Attila". Дуэт играл психоделический хард-рок: Билли Джоэл - на электронном органе, Джон Смолл - на ударных. Единственный одноимённый альбом "Attila" был записан на студии "Universal", выпущен в июле 1970 года, но оказался полностью провальным и на прилавках магазинов так и не появился.

Дуэт распался в октябре 1970 года, когда у Джоэла завязался роман с женой Смолла, Элизабет. Когда их связь раскрылась, Элизабет разорвала отношения с обоими мужчинами. Позже Элизабет и Джоэл всё же помирились и поженились в 1973 году, и тогда она стала его менеджером. Они развелись 20 июля 1982 года.

Но после временного разрыва с Элизабет Джоэл в впал в серьёзную депрессию и даже выпил мебельный лак, намереваясь свести счёты с жизнью. После недельного курса лечения в психиатрической лечебнице (обязательного в случае попытки самоубийства), он заключил контракт на 10 альбомов с малоизвестным лейблом "Family Productions". Впоследствии ему стоило немалых усилий освободиться от обязательств по этому контракту (логотип "Family Productions" присутствовал на всех последующих альбомах Джоэла с 1971 по 1987 год, а Джоэл был вынужден отчислять владельцу "Family Productions" 1 доллар с каждого проданного им альбома вплоть до 1987 года).

В ноябре 1971 под лейблом "Family Productions" вышел первый сольный альбом "Cold Spring Harbor", но некоторые дорожки на нём были по ошибке записаны в ускоренном формате, что делало пластинку малопригодной для прослушивания. Сама же "Family Productions" не торопилась продвигать альбом, и он даже не появился в крупных музыкальных магазинах. Ситуация разозлила Джоэла, и он решил прекратить все отношения со своим продюсером Арти Риппом и владельцем "Family Productions": нарушив условия контракта, тайно уехал в Лос-Анджелес, и под именем Билл Мартин на полгода устроился пианистом в местный бар "Executive Room". Впоследствии, работа в баре легла в основу текста его знаменитого хита 1973 года "Piano Man".

Когда песня 1972 года "Captain Jack", записанная в живом радиоконцерте, стала хитом на местной радиостанции Филадельфии WMMR, лейбл "Columbia Records" счёл Джоэла многообещающим автором-исполнителем, который в перспективе может составить конкуренцию Элтону Джону.

В конце 1973 года "Columbia" выпустила альбом Джоэла "Piano Man". С годами песня стала его визитной карточкой и вошла в составленный по опросу журнала "Rolling Stone" список 500 лучших песен всех времён.

Следующий альбом "Streetlife Serenade" (1974) был задуман как концептуальный и содержал множество хитов, окончательно сформировавших композиторскую стилистику и вокальную манеру Джоэла.

В 1975 году, после трёх лет в Лос-Анджелесе, Джоэл вернулся в Нью-Йорк. Под влиянием этого события была написана одна из популярнейших его классических композиций - "New York State of Mind" (также хорошо известная в исполнении Барбры Стрейзанд). Песня вошла в альбом "Turnstiles" (1976), который Джоэл спродюсировал сам, и в записи которого впервые участвовали члены его концертной группы, а не приглашённые музыканты. "New York State of Mind" впоследствии стала одним из неофициальных гимнов Нью-Йорка.

Осенью 1977 года Джоэл выпустил свой лучший альбом "The Stranger", который разошёлся тиражом в 7 млн пластинок. Это был его первый альбом, записанный в сотрудничестве с продюсером Филом Рамоном, с которым Джоэл впоследствии сотрудничал до 1987 года.

Окончательно утвердил его в статусе суперзвезды следующий альбом - "52nd Street" (1978), который провёл восемь недель на первой строчке "Billboard 200". Только за первый месяц продаж разошлось 2 млн пластинок.

В 1980 году Джоэл на протяжении шести недель занимал верхнюю позицию в чартах продаж с альбомом "Glass Houses", который задумывался как ответ "новой волне" в музыке. В самой популярной песне этого альбома - "It’s Still Rock’n’Roll to Me", певец подтверждал приверженность рок-н-роллу 1950-х. Получив очередную "Грэмми" за лучший мужской рок-вокал, Джоэл выпустил сборник "Songs in the Attic" ("Песни с чердака") - запись концертного исполнения ранних песен. В начале 1982 года он получил травму левой руки, попав в аварию на мотоцикле, а также развёлся с первой женой Элизабет Вебер. Тем не менее, осенью 1982 года вышел концептуальный альбом "The Nylon Curtain", положительно встреченный критиками.

В 1983 году Джоэл записал альбом "An Innocent Man", удачно осовременив множество стилей американской музыки пятидесятых. Сингл "Tell Her About It" достиг первого места в "Billboard Hot 100", в то время как в Великобритании на первое место попала "Uptown Girl" (также известна в интерпретации группы "Westlife"). На основные треки были сняты видеоклипы, которые регулярно находились в ротации на MTV. Следующим альбомом стал сборник лучших вещей, который подвел итоговую черту первому периоду творчества Джоэла. Сборник стал одним из самых кассовых двойных альбомов в истории США.

В 1986 году, после 3-летнего периода поисков нового звучания, выходит новый альбом "The Bridge" с популярным хитом "A Matter of Trust". Это был последний альбом с логотипом "Family Productions" и записанный под руководством продюсера Фила Рамона. В записи приняли участие Рэй Чарльз, Стив Уинвуд и Синди Лопер.

В 1987 году Джоэл принял приглашение Министерства культуры СССР и дал серию концертов в Советском союзе в рамках мирового тура "The Bridge", став первым зарубежным исполнителем, представившим здесь полноценные стадионные шоу. Музыкант взял в поездку свою семью. В организацию и проведение гастролей музыкант вложил 2,5 млн долларов.

Джоэл выступил в Тбилиси, в Москве (в спорткомплексе "Олимпийский", три концерта 26, 27 и 29 июля), в Ленинграде (СКК им. Ленина, три концерта 2, 3 и 5 августа), а также принял участие в ТВ-программе "Музыкальный ринг". Джоэл заинтересовался личностью Владимира Высоцкого и нанёс визит его родителям, а также посвятил исполнение композиции "Honesty" его памяти на одном из концертов.

Живая запись ленинградского выступления легла в основу двойного альбома "Концерт" (название пишется на кириллице и в оригинале). Под впечатлением от общения с советскими людьми Джоэл написал песню "Leningrad", вошедшую в альбом 1989 года "Storm Front". В 2014 году запись концертов в Ленинграде была переиздана на CD, DVD и Blu-ray дисках ("A Matter of Trust - The Bridge to Russia"). Также вышел документальный фильм о поездке в СССР; фильм посвящён цирковому артисту Виктору Разинову (с ним артист познакомился и подружился) и всем советским людям.

В 1989 году Джоэл снова вернулся на первую строчку "Billboard Hot 100". Его новый сингл "We Didn’t Start the Fire" представлял собой каталог ключевых имён и событий послевоенной истории. Сингл вошёл в альбом "Storm Front" (1-е место в США), спродюсированный совместно с Миком Джонсом. Также, в записи альбома участвовала полностью обновлённая команда музыкантов.

Студийный альбом "River of Dreams" (1-е место в США) вышел летом 1993 года, и вновь, по желанию нового продюсера, с полностью обновлённой командой музыкантов. Джоэл объявил о том, что намерен завершить карьеру поп-музыканта и выпускать альбомы классической музыки. Между тем, время от времени появляются записи его концертов. В 1999 году Джоэла ввели в Зал славы рок-н-ролла, а на Бродвее поставили мюзикл "Movin’ Out" по одноимённой композиции из альбома 1977 года "The Stranger", составленный полностью из классических номеров репертуара Джоэла.

В ночь с 1999 на 2000 год, в рамках празднования миллениума, прошёл 3-часовой концерт Джоэла в Мэдисон-сквер-гарден, часть новогоднего выступления транслировалась в прямом эфире по американскому телевидению. Впоследствии этот концерт выпущен в виде двойного альбома "Night 2000 Millenium Concert".

В 2001 году вышел студийный альбом "Fantasies & Delusions", где Джоэл выступил только в роли композитора. Альбом, составленный исключительно из инструментальных сочинений в стиле классической музыки рубежа XX века, был исполнен на рояле классическим музыкантом корейского происхождения Ричардом Чу.

В 2004 году звезда Билли Джоэла появилась на Аллее звёзд в Голливуде.

В 2006 году, после большого перерыва, Джоэл отправился в мировое турне в поддержку бокс-сета "My Lives". В бокс-сет вошли 4 диска с ранее неизданными композициями и демозаписями. В рамках тура только в нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден было сыграно 12 концертов подряд, что стало новым рекордом зала. В честь события, в том же 2006 году был выпущен четвёртый по счёту двойной концертный альбом Джоэла "12 Gardens".

В 2007 году вышел юбилейный бокс-сет, посвящённый 30-летию альбома "Stranger" (1977). В бокс-сет вошли 3 диска: оригинальная версия альбома "Stranger", ранее не издававшийся концерт 1977 года в Карнеги-холл, и DVD-диск с концертом 1978 года, записанным в Великобритании для "Old Grey Whistle Test", легендарной ночной программы телеканала BBC-2, выходившей с 1971 до 1988 года.

В последние годы Джоэл продолжает концертировать и принимает участие в ряде благотворительных акций.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑