75 лет со дня рождения советского и американского артиста балета и киноактёра, заслуженного артиста РСФСР Александра Годунова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

75 лет со дня рождения советского и американского артиста балета и киноактёра, заслуженного артиста РСФСР Александра Годунова


28 ноября 2024 года исполняется 75 лет со дня рождения советского и американского артиста балета и киноактёра, заслуженного артиста РСФСР Александра Борисовича Годунова (1949 - 1995).

Родился 28 ноября 1949 года на Сахалине. Потом семья переехала в Латвию, и мать мальчика, несмотря на его маленький рост, настояла на том, чтобы сын учился балету. Она оказалась права: сын вырос, его способности оказались настоящим талантом, юного рижского танцовщика заметил Игорь Моисеев и, не раздумывая, пригласил танцевать в Москву в свою труппу.

В 1967 году Годунов окончил Рижское хореографическое училище и поступил в Государственный хореографический ансамбль "Классический балет", где танцевал до 1971 года. В ансамбле работали выдающиеся педагоги - заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли. Годунов вскоре стал солистом.

В 1971 году балетмейстер Юрий Григорович пригласил его в Большой театр. Он прошел конкурсный экзамен, и его педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, великий танцовщик и актер. Впоследствии Годунов говорил, что Ермолаев был его любимым учителем.

Первой партией Годунова на сцене Большого театра было па-де-труа в первой картине "Лебединого озера" в редакции Горского - Мессерера. Этот балет в те годы шел на сцене Большого театра в двух редакциях. В июне 1971 года Годунов дебютировал в партии Принца в редакции Юрия Григоровича.

Критики заметили дебют танцовщика и хвалили его за тонкую нюансировку роли, богатство эмоциональных оттенков и полутонов, безусловную актерскую одаренность; отметили и уникальные природные данные, легкость его огромного, словно зависающего в воздухе, прыжка, блестящее виртуозное вращение, феноменальное владение своим телом.

В 1972 году Александр Годунов принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил Первую премию. На 1972 год также пришлись успешный дебют Годунова в "Шопениане" и премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", балетмейстером-постановщиком которого была Майя Плисецкая. Она пригласила Александра Годунова выступить в партии Вронского, в дуэте с Мариной Кондратьевой. Через некоторое время Александр Годунов стал танцевать этот балет с Майей Плисецкой, вскоре стал ее постоянным партнером в "Лебедином озере", а с 1974 года в "Кармен-сюите" (хореография Альберто Алонсо) и "Гибели розы" (хореография Ролана Пети). Они были замечательным дуэтом.

В 1973 году Александр Годунов принял участие во Втором Московском международном конкурсе артистов балета и получил Первую премию и золотую медаль. В том же году он дебютировал в партии Базиля в "Дон Кихоте". В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1979 году состоялась премьера балета С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" в постановке Юрия Григоровича, в котором Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда. Казалось бы, все складывалось прекрасно. И в личной жизни Годунов был счастлив - он женился на женщине, которую полюбил всей душой.

Когда произошла их встреча, Людмила Власова уже была замужем за танцовщиком Станиславом Власовым. Но вскоре оставила мужа и стала женой Годунова. Ее не остановила даже разница в возрасте - Александр был младше Людмилы на семь лет. Они прожили вместе около восьми лет.

С самого начала его выступлений в Большом театре ярко одаренный Годунов оказался под подозрением - у многих возникали мысли о том, что рано или поздно он не вернется на родину. Примерно в течение пяти лет он был "невыездным". Поскольку, в то время как другие премьеры много времени проводили на гастролях, Годунов очень много танцевал на сцене Большого театра, репертуар его стал на редкость разнообразным. Анализируя его работы, критики говорили о страстности и неистовости его Спартака, ошеломляющем по динамике танце Ивана Грозного, о тончайшем психологизме танцовщика в партии Хосе, о виртуозном, на пределе человеческих возможностей, исполнении партии Базиля.

В августе 1979 года, во время гастролей Большого театра, Александр Годунов, станцевав свой последний танец в Метрополитен-опера, не вернулся в гостиницу, где его ждала жена. Только на следующий день Людмила Власова узнала о том, что муж попросил политического убежища в Штатах. Его манили слава и возможности, которые щедро предоставлял Голливуд талантливым актерам.

Это событие привлекло внимание всей мировой прессы, потому что в аэропорту американскими властями был задержан самолет, на котором в СССР возвращалась жена Александра Годунова - солистка Большого театра Людмила Власова. Американские власти считали, что Власову против воли вынуждают вернуться в СССР, и требовали дать ей возможность поговорить с мужем.

До последней минуты Годунов надеялся на то, что жена останется с ним. Но она отказалась, несмотря на то, что ей предоставили выбор. Власова не могла оставить мать, помня о драматической судьбе первого "сбежавшего" танцовщика Рудольфа Нуриева, который всю жизнь стремился встретиться с оставшейся в России матерью. Людмила вернулась в Москву.

Впоследствии Людмила Власова встретила и полюбила оперного певца Юрия Статника, за которого вскоре вышла замуж. Оставив сцену Большого театра, она стала работать хореографом в танцах на льду.

Брак Александра Годунова с Людмилой Власовой был расторгнут в 1982 году. Американское гражданство он получил в 1987 году. Его семилетний союз с известной актрисой Жаклин Биссет не был официально оформлен и распался в 1988 году.

Годунов был принят в "Американ балле тиэтр", лучший репертуарный театр США, которым руководил Михаил Барышников. Годунов стал одним из самых высокооплачиваемых премьеров в мире, и это вызвало протест труппы. Кордебалет устроил забастовку. Годунов предложил расторгнуть контракт, но директора театра его отговорили. В результате он впервые вышел на сцену в Америке только спустя полгода после побега, на гастролях в Чикаго. В этой прославленной труппе Годунов танцевал главные партии в "Дон Кихоте", "Жизели", "Лебедином озере", "Теме с вариациями", па-де-де из "Корсара". Но из-за конфликта с Михаилом Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу "Американ балле тиэтр" в 1982 году.

Годунов переехал в Калифорнию и продолжал танцевать по приглашению компаний в разных странах мира. Но настало время разочарований. И Годунов решил предложить свои услуги Голливуду. Его выигрышная фотогеничная внешность, недюжинное актерское дарование, блестящая фигура должны были принести ему успех в кино. И действительно, его дебют в фильме "Свидетель", где он проникновенно и точно сыграл роль немого фермера, был на редкость удачен и отмечен критикой. Однако приглашений на главные роли не последовало, в дальнейшем его приглашали на роли второго плана. Всего он снялся в восьми фильмах. Наиболее заметные - "Свидетель" и "Крепкий орешек".

Одновременно Годунов предпринимал попытки открыть собственную балетную школу, но они оказались безуспешными. В течение двух лет Годунов вел собственную программу на телевидении, которая называлась "Годунов: мир, где есть место танцу".

В 1985 году Годунов прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать форму, брать балетные уроки в Лос-Анджелесе, в балетной Академии Давида Лишина.

18 мая 1995 года Александр Годунов скончался на своей вилле в Западном Голливуде. Медсестра, которая приходила делать ему уколы, обнаружила его 22 мая, на четвертый день после смерти, сидящим в кресле. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑