80 лет британскому художнику, кинорежиссёру, писателю, либреттисту, куратору выставок Питеру Гринуэю
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

80 лет британскому художнику, кинорежиссёру, писателю, либреттисту, куратору выставок Питеру Гринуэю


5 апреля 2022 года исполняется 80 лет британскому художнику, кинорежиссёру, писателю, либреттисту, куратору выставок Питеру Джону Гринуэю.

На счету Гринуэя более сорока фильмов в разных жанрах снято как режиссёром, множество выставок по всему миру и десятки изданных книг. Его работы отличаются интеллектуальностью, философичностью и отстранённостью.

Питер Гринуэй родился 5 апреля 1942 года в Ньюпорте (Уэльс). Его родители были представителями среднего класса. Когда его отец, проведя четыре года на фронте, вернулся домой, семья трёхлетнего Питера покинула Уэльс и переехала в Лондон, поселившись в Ист-Энде.

С 1948 года Питер учился в Форест-Скул. Он был двоечником по математике, но с головой уходил в литературу и историю, в особенности Средневековья. Он интересовался европейской живописью, его занятия рисованием поощрялись. К 15 годам Гринуэя особенно заинтересовала пейзажная живопись. В 16 лет Питер открыл для себя творчество Х. Л. Борхеса, ставшего его любимым писателем.

В 1957 году он оказался в кинотеатре на просмотре фильма "Седьмая печать" Ингмара Бергмана. Фильм произвёл на юного Гринуэя огромное впечатление и стал началом увлечения европейским авторским кино. Гринуэй сосредоточился на Антониони, Пазолини, Годаре и Рене. В 1959 году Питер и его друг Брайан Лав начали снимать на камеру формата "Супер 8" фильм "Смерть настроения". Первый фильм Гринуэя, романтичный и меланхоличный, содержал образы "Офелии" Миллеса и Смерти из "Седьмой печати".

В сентябре 1960 года Гринуэй начал учиться в Школе искусств Уолтэмстоу. Питер провёл там четыре года и получил образование художника. В 1961 году он познакомился с Майклом Найманом. Получив в 1964 году диплом, 22-летний Гринуэй купил механическую 16-миллиметровую камеру "Болекс" и попытался поступить в киношколу при Королевском колледже искусств, но не прошёл конкурс в 400 человек на 12 мест.

В 1965 году он получил подходящую работу в Центральном управлении информации, где одиннадцать лет проработал монтажёром документальных фильмов о жизни в Великобритании, предназначенных для показа по всему миру. В 1966 году Гринуэй снялся в "Фотоувеличении" Антониони, сыграв одного из участников группы мимов.

Он снимал на "Болекс" свои собственные чёрно-белые экспериментальные фильмы, писал романы. В декабре 1968 - январе 1969 года Гринуэй побывал в Венеции, где снял короткометражку "Интервалы". В 1973 году Питер отснял материал для короткометражек "Дом начинается с Эйч" и "Окна". Смерть отца в 1977 году подвигла Гринуэя к созданию фильма "Прогулка через Эйч: реинкарнация орнитолога".

В 1977 году Гринуэй стал режиссёром-фрилансером. Он снимал собственные фильмы и монтировал чужие.

В конце 1970-х годов авторские фильмы Гринуэя начинают замечать на кинофестивалях. В 1980 году Гринуэю удаётся снять свой первый полнометражный фильм - "Падения". В том же 1980 году на Лондонском кинофестивале, проводимом Британским институтом кино, "Падения" получил премию "The Sutherland Trophy", присуждаемую наиболее оригинальной и творческой дебютной работе.

Настоящий же успех Гринуэю принес "Контракт рисовальщика" (1981), после чего уже были "Повар, вор, его жена и её любовник", "Чемоданы Тульса Люпера", скандальный байопик "Эйзенштейн в Гуанахуато" и много всего.

В 1985 году началось сотрудничество Гринуэя с оператором-постановщиком Сашей Верни, не прекращавшееся до смерти оператора в 2001 году, и голландским продюсером Кесом Касандером, продолжающееся до сих пор.

В 1988 году Гринуэй, представлявший на 41-м Каннском кинофестивале свой фильм "Отсчёт утопленников", получил премию "За лучший художественный вклад".

В 1993 году снял скандальный фильм-притчу "Дитя Макона", оформленный в декорациях средневекового миракля.

В 1994 году поставил оперу "Роза. Конная драма" в Нидерландской опере.

В 2008 году Гринуэй заявил, что кинематограф умер, однако сам режиссер плодотворно продолжает работать в этом мертвом жанре. Помимо этого, пишет искусствоведческие книги и устраивает различные художественные инсталляции.

Стилю фильмов Гринуэя свойственна тщательная проработка каждого кадра. Гринуэй превращает фильмы в потоки прекрасных картин, и за подобной эстетикой сюжет и проблематика картин теряют свою доминирующую роль. Частыми темами творчества Гринуэя являются проблемы соотношения живого и неживого, хаоса и порядка, прекрасного и отвратительного, симметричного и несимметричного. В творчестве Гринуэя происходит смешение различных стилей искусств.

Одним из источников вдохновения для Гринуэя являются географические карты.

Гринуэй является одним из наиболее ярких видеохудожников: художник и режиссёр, ныне виджей и перформансист. Один из наиболее ярких его проектов - "Ночной дозор": Питер выбрал картину Рембрандта "Ночной дозор" (1642) и рассмотрел её в проекте "Nightwatching" ("Ночное наблюдение").

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑