80 лет немецкому кинорежиссёру, фотографу, сценаристу, актёру, оператору и продюсеру Виму Вендерсу
14 августа 2025 года исполняется 80 лет немецкому кинорежиссёру, фотографу, сценаристу, актёру, оператору и продюсеру Виму Вендерсу.
Родился 14 августа 1945 года в Дюссельдорфе, Германия. Настоящее имя - Вильгельм Эрнст Вендерс.
В 1949 году семья переехала в Кобленц, а позднее в Оберхаузен. После окончания школы в 1963 году Вендерс четыре семестра изучал медицину (1963-1964) и психологию, философию и социологию (1964-1965) в Мюнхене, Фрайбурге и Дюссельдорфе. В октябре 1966 года он отправился в Париж и рисовал на Монмартре. Готовился к поступлению в киношколу ИДЕК (IDHEC), но не прошел по конкурсу.
До сентября 1967 года работает в гравюрном ателье и регулярно посещает Французскую синематеку, где открывает для себя историю кино - в том числе и немецкого. Вернувшись в Германию, служит некоторое время в дюссельдорфском филиале проката "Юнайтед Артистс".
В 1967 году поступает в только что основанную Высшую школу кино и телевидения в Мюнхене. В студенческие годы (1967-1970) он активно занимался кинокритикой. Его рецензии были столь оригинальны и самобытны, что их с удовольствием печатали авторитетные издания. В период учебы в киношколе возникают многие короткометражные фильмы, которые он, как правило, сам финансирует. Однако первый фильм "Места действия" Вендерс снял еще в 1966 году. Первый полнометражный фильм "Лето в городе" (1970) был его дипломной работой.
В 1971 году вместе с двенадцатью другими кинематографистами становится соучредителем "Фильмферлаг дер Ауторен" для производства и проката новых немецких фильмов.
"Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" (1972) по одноименной повести Петера Хандке - первый игровой фильм Вендерса после окончания киношколы.
Первого официального признания добился благодаря "Ложному движению" по оригинальному сценарию Петера Хандке: в 1975 году фильм получил шесть федеральных кинопризов "Deutscher Filmpreis", в том числе за режиссуру.
Следующий фильм "С течением времени", который Вендерс финансировал самостоятельно и снял без сценария, был показан на международном Каннском кинофестивале и имел большой зрительский успех в Германии.
В 1976 году Вендерс снимает немецко-французский фильм "Американский друг". Посмотрев его, режиссер и продюсер Френсис Форд Коппола предлагает Вендерсу снять фильм "Хэммет".
В марте 1978 года Вендерс переезжает в Сан-Франциско, предполагая осенью приступить к съемкам, которые откладываются по разным обстоятельствам.
Весной и летом 1979 года Вендерс снимает "Кино Ника" о своем друге режиссере Николасе Рее, который в июне 1979 года умирает от рака. Монтаж Вендерс поручает Петеру Пшиггоде, так как он должен ускорить подготовку к съемкам "Хэммета", которые начинаются 4 февраля 1980 года. Недовольный показанной на Каннском фестивале версией "Кино Ника", Вендерс сам монтирует окончательный вариант. Работа над "Хэмметом" прерывается из-за разногласий по поводу финала. Коппола нанимает нового сценариста и замораживает съемки на неопределенное время. В конце 1980 года Вендерс едет в Лиссабон, чтобы доставить Раулю Руису, который снимает там "Территорию", остатки пленки от фильма "Кино Ника". На месте он решает сделать фильм о проблемах съемочной группы. Так в короткий срок весной 1981 года появляется "Положение вещей", в работе над которым участвовали многие члены группы Руиса. Съемки "Хэммета" были продолжены 23 ноября 1981 с другим оператором. На премьере в Каннах "Хэммет" был принят весьма сдержанно, тогда как фильм "Положение вещей" получил в Венеции Золотого льва.
Летом 1982 года для фестиваля в Зальцбурге Вендерс ставит спектакль по пьесе Петера Хандке "По деревням", получивший критические отзывы в прессе. Проект экранизации тетралогии Хандке ("Медленное возвращение домой", "Урок Сент-Виктуар", "Детская история", "По деревням") не находит финансовой поддержки.
Снятый осенью 1983 в Америке немецко-французский фильм "Париж, Техас" получает на Каннском фестивале Золотую пальмовую ветвь и пользуется коммерческим успехом.
В 1984 году Вим поехал в Японию, чтобы снять документальную ленту "Токио-га" о жизни и творчестве японского режиссера Ясудзиро Одзу, которого боготворил.
Следующие десять лет Вендерс заново открывает для себя Германию и мир, находящийся в состоянии перемен.
В 1987 году Вендерс снимает "Небо над Берлином" - свой самый популярный фильм, получивший приз за режиссуру жюри Каннского кинофестиваля, первый европейский киноприз "Феликс", немецкий федеральный киноприз и приз кинокритиков в Лос-Анджелесе.
В 1991 году в прокат выходит фильм "На край света", на подготовку которого ушло много лет, а в 1993 году - "Так далеко, так близко", своего рода продолжение "Неба над Берлином" в условиях объединенной Германии.
Фильмы Вендерса часто снабжены посвящениями. Любимой рок-группе "Кинкс" - "Лето в городе". Любимым режиссерам Рею и Ясудзиро Одзу - "Молнии над водой" и "Токио-Га". Или сразу трем коллегам - Одзу, Трюффо и Тарковскому - "Небо над Берлином". Рок-музыка, кино, мифы большого города. Посвящения отмечают остановки на маршруте странствий.
Вендерс активно участвовал в учреждении приза "Феликс" - европейского аналога "Оскара". Вендерс является почетным доктором Сорбонны (1989), профессором берлинской Академии кино и телевидения, членом берлинской Академии искусств (1984), президентом Европейской киноакадемии (1991-1996), кавалером федерального ордена "За заслуги".
В 1991 году он получил премию Фридриха Вильгельма Мурнау в Билефельде.
С 1993 года преподавал в мюнхенской Академии кино и телевидения.
Вим Вендерс увлекается музыкой, особенно рок-музыкой. Он работал с такими знаменитыми музыкантами, как "U2", Ник Кейв и Лу Рид.
Документальный фильм "Соль земли" о бразильском фотографе Себастьяне Салгаду имел успех в 2014 году. Вендерс снял еще один документальный фильм о Папе Римском Франциске ("Человек слова", 2018), а в 2023 году - "Ансельм. Шум времени", 3D-фильм о выдающемся немецком художнике Ансельме Кифере. Здесь технология оказалась большим преимуществом. Она в каком-то роде приближает искусство Кифера к зрителю. И фильм показывает, что Вендерс не утратил интереса ни к живописи, ни к музыке и религии.
Недавний полнометражный фильм Вима Вендерса "Идеальные дни" вошел в гонку за "Оскар" как японский кандидат в 2024 году.
Вим Вендерс в настоящее время снимает документальный 3D-фильм об архитекторе Петере Цумторе. Он также недавно выпустил короткометражный фильм "Ключи к свободе", в котором в форме личного повествования отражается период с ночи 7 мая 1945 года до нашей сегодняшней ситуации в Европе и мире.
Кинематографическое путешествие Вима Вендерса продолжается.