80 лет немецкому кинорежиссёру, сценаристу, актёру Вернеру Херцогу
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

80 лет немецкому кинорежиссёру, сценаристу, актёру Вернеру Херцогу


5 сентября 2022 года исполняется 80 лет немецкому кинорежиссёру, сценаристу, актёру Вернеру Херцогу.

Снял более сорока фильмов (по большей части документальных), поставил множество опер, опубликовал десятки книг. Некоторые кинокритики условно относят его к направлению нового немецкого кино (наряду с Фассбиндером, Вендерсом и Шлёндорфом).

Родился в Мюнхене 5 сентября 1942 года в семье научных работников, где он стал вторым ребёнком. Первым был его брат Тильберт Херцог, родившийся 26 июня 1941 года. Его родители познакомились в 1930-е годы во время учёбы в Мюнхенском университете имени Людвига и Максимилиана.

Детство Вернера Херцога прошло в глухой горной деревне Захранг в Баварии, вдали от городской жизни. По его словам, он впервые воспользовался телефоном в 17 лет. В 12 лет вместе с матерью снова переехал в Мюнхен, где заинтересовался кино и поэзией. В молодости получил несколько наград как подающий надежду поэт.

Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с эксцентричным актёром Клаусом Кински, который впоследствии исполнит роли в его главных фильмах. Во время учёбы в гимназии Херцог работал в ночную смену сварщиком на сталелитейном заводе, чтобы заработать средства на первые фильмы. В 17 лет его сценарий был запущен в производство одной из немецких студий, но проект был закрыт, когда стало известно, что его автор - несовершеннолетний.

В 1961 году Херцог окончил гимназию и начал изучать историю, литературу и театр в Мюнхене. В 1962 году снял свой первый фильм "Геракл", будучи студентом Мюнхенского университета, когда ему было 19 лет. В 1963 году основал собственную министудию. В декабре 1964 года за сценарий "Признаки огня" (реализован в 1967 году под названием "Знаки жизни") получил приз имени Карла Майера. В 1966 году уехал в США, где всего одну неделю проучился в университете Дюкейн в Питтсбурге.

Зрелый период в творчестве Херцога начинается с фильма "И карлики начинали с малого" (1970) о бунте анархистов-лилипутов в исправительной колонии. В следующем году много шума в фестивальных кругах наделал документальный фильм Херцога "Фата-моргана" - подборка завораживающих документальных образов, смонтированных в соответствии с их внутренним ритмом. С тех пор Херцог чередовал в своём творчестве игровые и документальные фильмы, выпуская по одной-двум новым лентам ежегодно. При этом игровые фильмы зачастую производят впечатление документальности.

В 1972 году Херцог и Кински отправились в джунгли Амазонки, чтобы на крошечный бюджет снять сагу о движимом навязчивой идеей конкистадоре Лопе де Агирре. Преодолев неописуемые трудности, съёмочная группа за два месяца завершила работу над фильмом "Агирре, гнев Божий", который поставил Херцога в ряд ведущих режиссёров. "Агирре" признан шедевром Херцога - одни видят в нём осмысление психологических истоков фашизма, другие отмечают предельную реалистичность, отсутствие спецэффектов и то, что фильм "как будто снят в XVI столетии".

Херцог заставлял своих актёров пройти внутренний путь изображаемых ими персонажей и в других своих фильмах - человек, сыгравший Каспара Хаузера в фильме "Каждый за себя, а Бог против всех" (1974), был найден им в психиатрической лечебнице, где он провёл практически всю жизнь, а на съёмки "Стеклянного сердца" (1976) Херцог пригласил профессиональных гипнотизёров, чтобы ввести актёров-любителей в состояние гипноза.

Несмотря на неуравновешенность характера Кински, Херцог продолжал работать с ним. Вместе они сделали ещё четыре фильма - "Носферату - призрак ночи" (1978), "Войцек" (1979), "Фицкаральдо" (1982) и "Кобра верде" (1988). "Фицкарральдо" стал самым масштабным проектом режиссёра - потребовались титанические усилия и несколько лет работы, чтобы довести его до конца.

За "Фицкарральдо" Херцог был отмечен наградой Каннского фестиваля как лучший режиссёр.

Двойственное отношение к работе Херцога, одержимого идеей доснять фильм вне зависимости от той цены, которую придётся за это заплатить, запечатлел и документальный фильм "Бремя мечты" (1982), удостоенный престижной премии BAFTA.

Три художественных фильма, последовавшие за "Фицкарральдо", режиссёр не причисляет к своим удачам; без энтузиазма восприняли их и киноведы. Окончательно рассорившись с Кински, Херцог в течение целого десятилетия (1991-2001) снимал только документальные ленты - о различных необычных событиях и об отдалённых, малоизвестных уголках Земли (включая российскую глубинку). В одной из этих лент, "Мой любимый враг" (1998), он откровенно рассказал о перипетиях отношений с покойным Кински.

В 2001 году, поселившись в Лос-Анджелесе, Херцог вернулся к игровому кино. В его новых фильмах снимаются голливудские звёзды первой величины - Николас Кейдж ("Плохой лейтенант"), Кристиан Бейл ("Спасительный рассвет"), Тим Рот ("Непобедимый"). К вершинам кинодокументалистики Херцога можно отнести документальные проекты американского периода - "Человек-гризли" (2005) и "Встречи на краю света" (2007, номинация на "Оскар").

На Венецианском фестивале 2009 года Херцог представил в конкурсе сразу две ленты - "Плохой лейтенант" и "Мой сын, мой сын, что ты наделал" (продюсером последней выступил Дэвид Линч).

В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Herzogian было включено в Оксфордский словарь английского языка.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑