80 лет со дня рождения немецкого режиссёра, сценариста, драматурга, актёра Райнера Вернера Фассбиндера
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

80 лет со дня рождения немецкого режиссёра, сценариста, драматурга, актёра Райнера Вернера Фассбиндера


31 мая 2025 года - 80 лет со дня рождения немецкого режиссёра, сценариста, драматурга, актёра Райнера Вернера Фассбиндера (1945 - 1982).

Родился 31 мая 1945 года в Баварии в семье доктора медицины Хельмута Фассбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году после развода родителей остался с матерью, которая позднее под псевдонимом Лило Пемпайт или под собственным именем играла второстепенные роли во многих его фильмах.

В 1963 году после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951-1955), а также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955-1961) закончил учёбу, так и не получив аттестат. Некоторое время он проживал у отца в Кёльне (1961-1963). Весной 1964 года поступил на курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонгарда в Мюнхене. Познакомился с Ханной Шигуллой.

В 1965 году работал в архиве газеты "Зюддойче Цайтунг". В качестве статиста появился на театральной сцене. Написал пьесу "Лишь кусок хлеба", за которую в 1966 году на конкурсе молодых драматургов получил третий приз (текст пьесы не сохранился). 

В 1966 году написал сценарии "Параллели", "Настольный теннис" (текст сценариев не сохранился) и пьесу "Капли на раскалённых камнях" (впервые опубликована в 1985 году). С 23 по 26 мая 1966 года сдавал экзамены в Академию кино и телевидения в Западном Берлине, но не прошёл по конкурсу. 31 мая 1966 года окончил курс актёрского мастерства. Летом снял на 8 мм киноплёнку короткометражный фильм "Вечером" (копия не сохранилась). Работал звукооператором на фильме "Группа надежды" Бруно Йори и ассистентом режиссёра на фильме "Место для Г." Макса Виллуцкого. В ноябре того же года снял короткометражный фильм "Городской бродяга", за которым последовала третья короткометражка "Маленький хаос".

В 1967 году после второй безуспешной попытки поступить в Академию кино и телевидения примкнул к труппе мюнхенского "Театра действия", который был закрыт в мае 1968 года. Фассбиндер, Пеер Рабен, Курт Рааб и Ирм Херман организовали "Антитеатр". Вскоре Фассбиндер стал его лидером. В 1968 году труппа снялась в фильме Жана-Мари Штрауба "Жених, комедиантка и сутенер".

Первые полнометражные фильмы Фассбиндера - "Любовь холоднее смерти" (1969), "Катцельмахер" (1969), "Боги чумы" (1969) и другие - были поставлены вместе с труппой "Антитеатра". В них было заметно влияние Штрауба, Годара и Брехта.

В октябре 1969 года фильм "Катцельмахер" был показан на кинофестивале в Мангейме и получил "Приз кинокритики", "Приз Немецкой академии изобразительных искусств", а затем пять федеральных кинопризов.

В этот период Фассбиндер снимал по 3-4 фильма в год, а параллельно работал в театре и на телевидении. Это придало его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполнило их необычной жизненностью и трагическим "драйвом".

В начале 1970-х годов в поисках возможности расширить свою аудиторию Фассбиндер обратился к жанру мелодрамы, причём образцом ему послужили фильмы "голливудского немца" Дугласа Сирка. Новый подход - соединение мелодрамы с политикой - принёс плоды.

В 1971 году Райнер добился успеха с картиной "Продавец четырех времен года". В 1972 году он адаптировал для кино свою пьесу "Горькие слезы Петры Фон Кант". Фильм "Страх съедает душу" (1974) был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. В 1974 году Французская синематека организовала первую ретроспективу фильмов Фассбиндера.

С 1976 года Фассбиндер начинает снимать вне Германии в сотрудничестве с международными продюсерами, бюджеты его картин растут. В этом году выходит готический триллер "Китайская рулетка".

В ответ на отклонение киносценария "Земля необитаема, как и Луна" по одноимённому роману Герхарда Цверенца, проекта телеэкранизации романа "Дебет и кредит" Густава Фрейтага, а также обвинений в антисемитизме, вызванных его пьесой "Мусор, город и смерть", в июле 1977 года в интервью журналу "Шпигель" Фассбиндер объявил о намерении эмигрировать в Америку. Однако жизнь заставила изменить эти планы. В октябре того же года Фассбиндер принял участие в работе над коллективным публицистическим фильмом "Германия осенью" о реакции общества и государства на действия террористов - похищение крупного представителя промышленных кругов Ханнса Мартина Шлейера и захват самолёта "Люфтганзы" с требованием освободить из тюрьмы членов RAF Энслин, Баадера и Распе. 30-минутный фильм Фассбиндера, снятый под непосредственным впечатлением от освобождения заложников, убийства Шлейера и самоубийства заключённых в Штаммхаймской тюрьме, более отчётливо, чем эпизоды других режиссёров, передавал ощущение беспомощности левой интеллигенции.

30-й фильм Фассбиндера "Отчаяние" (1977) стал его первым крупным международным проектом. Он был снят на английском языке по роману Владимира Набокова. Сценарий написал известный британский драматург Том Стоппард, а главную роль исполнил Дирк Богард. Критики писали, что этот фильм Фассбиндера достиг уровня Висконти и Бергмана.

Наибольшее признание при жизни режиссёра получил фильм "Замужество Марии Браун" (1978), в котором нашёл отражение послевоенный опыт Западной Германии. Заглавную роль исполнила после большого перерыва муза Фассбиндера Ханна Шигулла. Вместе с фильмами "Лола" (1981) и "Тоска Вероники Фосс" (1981) возникла трилогия об истории Федеративной республики в 1950-е годы.

Самым крупным и амбициозным проектом Фассбиндера считается 14-серийный телевизионный фильм "Берлин, Александерплац" по одноимённому роману Альфреда Дёблина. Он стоил 13 миллионов немецких марок, был снят с июня 1979 по апрель 1980 года и показан осенью 1980 года.

Фассбиндер пробовал себя во всех жанрах - детективах, криминальных драмах, вестернах, мелодрамах.

В 1975 году Фассбиндер принял должность директора франкфуртского театра, но постоянные финансовые затруднения и конфликты с труппой заставили его отказаться от этой почетной должности.

Деятельность Фассбиндера была на редкость многогранной. Он писал сценарии и пьесы, был оператором, под псевдонимом Франц Уолш монтировал фильмы, делал наметки музыки и с удовольствием играл как актёр, причем не только в своих картинах. Его называли вундеркиндом, мотором немецкого кино.

Все фильмы Фассбиндера отражают историю прошлого и настоящего, блеск и нищету общества, карьеру людей и её крушение. За это его часто называли "немецким Бальзаком".

Последним фильмом Фассбиндера стал "Керель" (1982) - экранизация скандального романа Жана Жене о похождениях матроса во французском портовом городе Брест. 

Фассбиндер умер от остановки сердца в ночь на 10 июня 1982 года в возрасте 37 лет, повторив тем самым судьбу своего героя из фильма "Кулачное право свободы" (1975). 

За 16 лет в киноиндустрии Райнеру Вернеру Фассбиндеру удалось снять 44 официальных фильма, из которых 23 полнометражных картины, 14 ТВ-фильмов, 2 сериала, 1 документальная лента и 4 короткометражных работы. 

Завидно высокий уровень производительности во многом обусловлен феноменальной творческой одержимостью, а также работой с одной актёрской труппой. Это позволяло в кратчайшие сроки создавать картины практически без репетиций – многие сцены удавалось снять всего за один дубль. Благодаря умению быстро работать Фассбиндеру удавалось экономить финансы, поэтому он достаточно легко отыскивал инвесторов и получал государственную поддержку.

В момент смерти режиссер работал над новым сценарием фильма о Розе Люксембург.

С помощью своих картин режиссёр пытался сделать так, чтобы зрители в кинотеатре смогли увидеть на экране не "какую-то историю", а собственную жизнь с её насущными проблемами.

Райнер Вернер Фассбиндер - один из самых ярких деятелей киноискусства второй половины ХХ века. Его кинолентами до сих пор восхищаются миллионы зрителей по всему миру, каждому из которых удаётся почерпнуть всю глубину человеческого бытия.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑