80 лет со дня рождения немецкого режиссёра, сценариста, драматурга, актёра Райнера Вернера Фассбиндера
31 мая 2025 года - 80 лет со дня рождения немецкого режиссёра, сценариста, драматурга, актёра Райнера Вернера Фассбиндера (1945 - 1982).
Родился 31 мая 1945 года в Баварии в семье доктора медицины Хельмута Фассбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году после развода родителей остался с матерью, которая позднее под псевдонимом Лило Пемпайт или под собственным именем играла второстепенные роли во многих его фильмах.
В 1963 году после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951-1955), а также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955-1961) закончил учёбу, так и не получив аттестат. Некоторое время он проживал у отца в Кёльне (1961-1963). Весной 1964 года поступил на курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонгарда в Мюнхене. Познакомился с Ханной Шигуллой.
В 1965 году работал в архиве газеты "Зюддойче Цайтунг". В качестве статиста появился на театральной сцене. Написал пьесу "Лишь кусок хлеба", за которую в 1966 году на конкурсе молодых драматургов получил третий приз (текст пьесы не сохранился).
В 1966 году написал сценарии "Параллели", "Настольный теннис" (текст сценариев не сохранился) и пьесу "Капли на раскалённых камнях" (впервые опубликована в 1985 году). С 23 по 26 мая 1966 года сдавал экзамены в Академию кино и телевидения в Западном Берлине, но не прошёл по конкурсу. 31 мая 1966 года окончил курс актёрского мастерства. Летом снял на 8 мм киноплёнку короткометражный фильм "Вечером" (копия не сохранилась). Работал звукооператором на фильме "Группа надежды" Бруно Йори и ассистентом режиссёра на фильме "Место для Г." Макса Виллуцкого. В ноябре того же года снял короткометражный фильм "Городской бродяга", за которым последовала третья короткометражка "Маленький хаос".
В 1967 году после второй безуспешной попытки поступить в Академию кино и телевидения примкнул к труппе мюнхенского "Театра действия", который был закрыт в мае 1968 года. Фассбиндер, Пеер Рабен, Курт Рааб и Ирм Херман организовали "Антитеатр". Вскоре Фассбиндер стал его лидером. В 1968 году труппа снялась в фильме Жана-Мари Штрауба "Жених, комедиантка и сутенер".
Первые полнометражные фильмы Фассбиндера - "Любовь холоднее смерти" (1969), "Катцельмахер" (1969), "Боги чумы" (1969) и другие - были поставлены вместе с труппой "Антитеатра". В них было заметно влияние Штрауба, Годара и Брехта.
В октябре 1969 года фильм "Катцельмахер" был показан на кинофестивале в Мангейме и получил "Приз кинокритики", "Приз Немецкой академии изобразительных искусств", а затем пять федеральных кинопризов.
В этот период Фассбиндер снимал по 3-4 фильма в год, а параллельно работал в театре и на телевидении. Это придало его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполнило их необычной жизненностью и трагическим "драйвом".
В начале 1970-х годов в поисках возможности расширить свою аудиторию Фассбиндер обратился к жанру мелодрамы, причём образцом ему послужили фильмы "голливудского немца" Дугласа Сирка. Новый подход - соединение мелодрамы с политикой - принёс плоды.
В 1971 году Райнер добился успеха с картиной "Продавец четырех времен года". В 1972 году он адаптировал для кино свою пьесу "Горькие слезы Петры Фон Кант". Фильм "Страх съедает душу" (1974) был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. В 1974 году Французская синематека организовала первую ретроспективу фильмов Фассбиндера.
С 1976 года Фассбиндер начинает снимать вне Германии в сотрудничестве с международными продюсерами, бюджеты его картин растут. В этом году выходит готический триллер "Китайская рулетка".
В ответ на отклонение киносценария "Земля необитаема, как и Луна" по одноимённому роману Герхарда Цверенца, проекта телеэкранизации романа "Дебет и кредит" Густава Фрейтага, а также обвинений в антисемитизме, вызванных его пьесой "Мусор, город и смерть", в июле 1977 года в интервью журналу "Шпигель" Фассбиндер объявил о намерении эмигрировать в Америку. Однако жизнь заставила изменить эти планы. В октябре того же года Фассбиндер принял участие в работе над коллективным публицистическим фильмом "Германия осенью" о реакции общества и государства на действия террористов - похищение крупного представителя промышленных кругов Ханнса Мартина Шлейера и захват самолёта "Люфтганзы" с требованием освободить из тюрьмы членов RAF Энслин, Баадера и Распе. 30-минутный фильм Фассбиндера, снятый под непосредственным впечатлением от освобождения заложников, убийства Шлейера и самоубийства заключённых в Штаммхаймской тюрьме, более отчётливо, чем эпизоды других режиссёров, передавал ощущение беспомощности левой интеллигенции.
30-й фильм Фассбиндера "Отчаяние" (1977) стал его первым крупным международным проектом. Он был снят на английском языке по роману Владимира Набокова. Сценарий написал известный британский драматург Том Стоппард, а главную роль исполнил Дирк Богард. Критики писали, что этот фильм Фассбиндера достиг уровня Висконти и Бергмана.
Наибольшее признание при жизни режиссёра получил фильм "Замужество Марии Браун" (1978), в котором нашёл отражение послевоенный опыт Западной Германии. Заглавную роль исполнила после большого перерыва муза Фассбиндера Ханна Шигулла. Вместе с фильмами "Лола" (1981) и "Тоска Вероники Фосс" (1981) возникла трилогия об истории Федеративной республики в 1950-е годы.
Самым крупным и амбициозным проектом Фассбиндера считается 14-серийный телевизионный фильм "Берлин, Александерплац" по одноимённому роману Альфреда Дёблина. Он стоил 13 миллионов немецких марок, был снят с июня 1979 по апрель 1980 года и показан осенью 1980 года.
Фассбиндер пробовал себя во всех жанрах - детективах, криминальных драмах, вестернах, мелодрамах.
В 1975 году Фассбиндер принял должность директора франкфуртского театра, но постоянные финансовые затруднения и конфликты с труппой заставили его отказаться от этой почетной должности.
Деятельность Фассбиндера была на редкость многогранной. Он писал сценарии и пьесы, был оператором, под псевдонимом Франц Уолш монтировал фильмы, делал наметки музыки и с удовольствием играл как актёр, причем не только в своих картинах. Его называли вундеркиндом, мотором немецкого кино.
Все фильмы Фассбиндера отражают историю прошлого и настоящего, блеск и нищету общества, карьеру людей и её крушение. За это его часто называли "немецким Бальзаком".
Последним фильмом Фассбиндера стал "Керель" (1982) - экранизация скандального романа Жана Жене о похождениях матроса во французском портовом городе Брест.
Фассбиндер умер от остановки сердца в ночь на 10 июня 1982 года в возрасте 37 лет, повторив тем самым судьбу своего героя из фильма "Кулачное право свободы" (1975).
За 16 лет в киноиндустрии Райнеру Вернеру Фассбиндеру удалось снять 44 официальных фильма, из которых 23 полнометражных картины, 14 ТВ-фильмов, 2 сериала, 1 документальная лента и 4 короткометражных работы.
Завидно высокий уровень производительности во многом обусловлен феноменальной творческой одержимостью, а также работой с одной актёрской труппой. Это позволяло в кратчайшие сроки создавать картины практически без репетиций – многие сцены удавалось снять всего за один дубль. Благодаря умению быстро работать Фассбиндеру удавалось экономить финансы, поэтому он достаточно легко отыскивал инвесторов и получал государственную поддержку.
В момент смерти режиссер работал над новым сценарием фильма о Розе Люксембург.
С помощью своих картин режиссёр пытался сделать так, чтобы зрители в кинотеатре смогли увидеть на экране не "какую-то историю", а собственную жизнь с её насущными проблемами.
Райнер Вернер Фассбиндер - один из самых ярких деятелей киноискусства второй половины ХХ века. Его кинолентами до сих пор восхищаются миллионы зрителей по всему миру, каждому из которых удаётся почерпнуть всю глубину человеческого бытия.