85 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста, актёра, кинопродюсера, кинооператора, кинокритика и писателя Питера Богдановича
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

85 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста, актёра, кинопродюсера, кинооператора, кинокритика и писателя Питера Богдановича


30 июля 2024 года - 85 лет со дня рождения американского кинорежиссёра, сценариста, актёра, кинопродюсера, кинооператора, кинокритика и писателя Питера Богдановича (1939-2022).

Был одним из режиссёров "Нового Голливуда", куда также входили Уильям Фридкин, Роберт Олтмен, Брайан Де Пальма, Джордж Лукас, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Майкл Чимино и Фрэнсис Форд Коппола. Его самый успешный фильм у кинокритиков - "Последний киносеанс" (1971).

Питер - сын иммигрантов, которые бежали от нацистов. Его отец, Борислав Богданович, был сербским живописцем и пианистом, а мать, Герма Богданович, происходила из богатой семьи австрийских евреев. Питер родился 30 июля 1939 года в Кингстоне (штат Нью-Йорк, США).

В 15 лет стал заниматься в театральной студии Стеллы Адлер, участвовал в студенческих спектаклях, снимался в "массовках" различных фильмов, писал критические статьи и обзоры о творчестве крупных режиссеров кино.

В 1959 году поставил первый театральный спектакль на офф-Бродвее. Примерно в это же время, познакомившись с режиссером и продюсером Роджером Корманом, ассистировал мэтру на ленте "Дикие ангелы".

До своего режиссерского кинодебюта Питер Богданович в первую очередь был кинокритиком. Его статьи в "Фильм калчер" и "Эсквайр" принесли ему известность в кинематографическом мире.

В начале 1960-х Богданович был известен как программатор фильмов в музее современного искусства в Нью-Йорке. Заядлый киноман, в юности он смотрел по 400 фильмов в год, Богданович демонстрировал работу американских режиссёров, таких как Орсон Уэллс, Джон Форд и Говард Хоукс, о которых он позже написал книги. Питер также уделил внимание такому забытому пионеру американского кино, как Аллан Дван.

Богданович находился под влиянием французских критиков 1950-х, которые писали для "Кайе дю синема", особенно под влиянием Франсуа Трюффо. Прежде, чем заняться режиссурой, Питер выстроил себе репутацию сценариста статьями в "Эсквайре", которые потом переросли в сценарий к фильму "Pieces of Time" (1973). В 1968 году Богданович решил стать режиссёром. Со своей женой Полли Плэтт он приехал в Лос-Анджелес.

В кино дебютировал как режиссер в 1968 году, поставив картину "Мишени" с Борисом Карлоффом в главной роли и "Путешествие на планету доисторических женщин" (1968). В последнем он выступил под псевдонимом Дерек Томас, так как эта кинолента явилась прямым заимствованием нескольких частей из знаменитого советского научно-фантастического фильма Павла Клушанцева "Планета бурь" (1961). Американскими кинематографистами было снято только несколько эпизодов. Подлинные авторы в титрах не упоминались.

Вернувшись к журналистике, Богданович на всю жизнь подружился с Орсоном Уэллсом, когда брал у него интервью на показе фильма Майка Николса "Уловка-22" (1970). Питер пролил свет на Уэллса и его карьеру своими произведениями, режиссёрскими и актёрскими работами, а особенно своей книгой "Это Орсон Уэллс" (1992). В начале 1970-х, когда у Орсона были финансовые проблемы, Богданович позволял ему оставаться в своём особняке в элитном лос-анджелесском районе Bel Air в течение нескольких лет.

В 1970 году Богданович был уполномочен Американским Институтом Киноискусства снимать документальный фильм о Джоне Форде "Поставлено Джоном Фордом" (1971). В результате в фильм были включены искренние интервью Джон Уэйна, Джеймса Стюарта и Генри Фонда, а повествование велось от имени Орсона Уэллса.

32-летний Богданович был провозглашён критиками "уэллсовским" вундеркиндом после выхода в 1971 году фильма "Последний киносеанс". Картина получила 8 номинаций на "Оскар", включая лучшего режиссёра, и выиграла две статуэтки: Клорис Личмен как лучшая актриса второго плана и Бен Джонсон как лучший актёр второго плана. Богданович и Ларри Макмёртри получили премию BAFTA за лучший сценарий. Питер влюбился в Сибилл Шеперд - исполнительницу главной роли в этом фильме, что привело к его разводу с Полли Плэтт - матерью его двух дочерей.

Успех "Последнего киносеанса" Богданович развил в популярной комедии "В чём дело, Док?" (1972) с Барброй Стрейзанд и Райаном О’Нилом в главных ролях, - "комедии чудаков", похожей на фильмы Говарда Хоукса "Воспитание крошки" (1938) и "Его девушка Пятница" (1940). Богданович укрепил свой статус одного из новых режиссёров категории "А", включающей обладателей "Оскара" Фрэнсиса Форда Копполу и Уильяма Фридкина, с которыми Питер сформировал организацию "Компания режиссёров". Компания сотрудничала с "Paramount Pictures". Именно через эту организацию был поставлен фильм Богдановича "Бумажная луна" (1973).

"Бумажная луна", комедия с Райаном О’Нилом и его 10-летней дочерью Татум О'Нил (которая получила за эту роль "Оскар" как лучшая актриса второго плана) в главных ролях, оказалась высшей точкой карьеры Богдановича. Вынужденный разделить прибыль с поддерживающими его режиссёрами, Богданович был неудовлетворён монтажом. "Компания режиссёров" впоследствии сняла только два фильма: Коппола снял в 1974 году фильм "Разговор", который был удостоен главной награды на Каннском кинофестивале; а Богданович в том же 1974 году поставил картину "Дейзи Миллер", которая была очень холодно встречена критиками.

Богданович снова стал писать, поскольку в его карьере режиссёра наметился спад. Сначала он написал "Убийство Единорога: Дороти Страттэн" (1960-1980) (издана в 1984 году) в память о своей погибшей любви.

30 декабря 1988 года 49-летний Богданович женился на 20-летней Луизе Страттэн, младшей сестре Дороти Страттэн, с которой он начал встречаться через несколько лет после смерти Дороти. В 2001 году пара развелась.

Хотя Питер достиг огромного успеха с "Маской" (1985), продолжение "Последнего киносеанса" - "Техасвилль" (1990) - провалилось в прокате и разочаровало критиков. Оба фильма стали причинами спора между Богдановичем, который всё ещё требовал снизить меру контроля над его фильмами, и студиями, которые теперь осуществляли контроль над финансами и окончательным монтажом обоих фильмов.

Богданович снял ещё два художественных фильма в 1992 и 1993 годах, но их кассовый провал не позволял Богдановичу выйти на большой экран в течение нескольких лет после этого. Первый, "Безумные подмостки", снятый по пьесе Майкла Фрейна, впоследствии стал культовым, в то время как второй, "То, что называют любовью", известен больше тем, что в нём последнюю роль перед смертью сыграл Ривер Феникс.

Богданович, используя свои энциклопедические знания по истории кинематографа, написал несколько книг, пользовавшихся успехом у критиков, включая книгу "Кинонеделя Питера Богдановича", в которой Питер написал про 52 своих любимых фильма, "Кто, черт возьми, это снял: беседы с легендарными режиссёрами" и "Кто, черт побери, там снялся: беседы с легендарными актёрами Голливуда".

В 1998 году Национальный Комитет по охране фильмов библиотеки Конгресса США внёс "Последний киносеанс" в национальный реестр фильмов, куда вносят только культурно значимые картины.

В 2001 году Богданович снял фильм "Смерть в Голливуде", который не вызвал особого энтузиазма у критиков и совсем немного собрал в кинотеатрах. Фильм рассказывает о странном событии, когда во время круиза на яхте всемогущего медиа-магната Уильяма Рэндольфа Херста был убит знаменитый продюсер и режиссёр Томас Инс. Богданович говорил, что он услышал эту историю от Орсона Уэллса.

В дополнение к постановке нескольких телевизионных фильмов, Богданович вернулся к актёрской деятельности, периодически исполняя роль психотерапевта Доктора Дженнифер Мэлфи на кабельном телевидении в сериале "Клан Сопрано". Работу на телевидении он продолжил тем, что озвучил врача Барта Симпсона в одном из эпизодов "Симпсонов".

В 2004 году снял снял мини-сериал "Загадка Натали Вуд" о жизни и загадочной смерти дочери русских иммигрантов Наташи Захаренко, которая стала звездой Голливуда под именем Натали Вуд.

Богданович работал ведущим программы "The Essentials" на телеканале Turner Classic Movies. Также Питер часто появлялся в официальном представлении фильмов на DVD Criterion Collection. У него также была роль второго плана в телевизионном сериале "Развал".

В 2006 году он вёл на телевидении программу "Золотой век кино Питера Богдановича". Также завёл свой блог в интернете. Затем появился в роли самого себя в документальном фильме "Wanderlust".

В 2007 году "Международная Федерация Фильмотек" на Международном кинофестивале в Торонто вручила Богдановичу премию за выдающийся вклад в кинематограф.

Его последним фильмом стал старомодный, вполне милый, но совсем не обязательный фарс, получивший в российском прокате название "Мисс Переполох" (She’s Funny That Way, переводится примерно "В ней есть что-то чудное"). Он вышел в 2014 году. Но еще через несколько лет Богданович вернулся из прошлого в фильме "Другая сторона ветра". Отснятый, но не смонтированный последний фильм Орсона Уэллса, закончить который автор завещал Богдановичу, 40 лет лежал под арестом во французском сейфе. Но Богданович дождался. Он сам есть в фильме "Другая сторона ветра" - играет перспективного режиссера, одного из гостей на ранчо голливудского патриарха Джейка (Джон Хьюстон). Вместе с Деннисом Хоппером и Полом Мазурски Богданович - молодая шпана, которая приходит на смену старой школе.

Ушел из жизни 6 января 2022 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑