85 лет со дня рождения немецкой танцовщицы и хореографа, одного из крупнейших хореографов XX века Пины Бауш
27 июля 2025 года - 85 лет со дня рождения немецкой танцовщицы и хореографа, одного из крупнейших хореографов XX века Пины Бауш (1940-2009).
Настоящее имя - Филиппина Бауш. Родилась в 1940 году в г. Золинген. О ее раннем детстве известно, что значительную его часть она провела под столом. Родители Пины держали небольшое кафе в Золингене, расположенном в центре Рейнско-Рурского угольного бассейна. В этом кафе она и пряталась под столом, подолгу наблюдая за гостями.
Начав учиться танцам, она стала солисткой в детском балете города Вупперталя. А в пятнадцать лет Бауш поступила в основанный известным хореографом Куртом Йоссом "Фолькванг-балет" в Эссене.
В 1954-1958 годах училась балету в Эссене, затем в Джульярдской школе в Нью-Йорке, где среди её преподавателей был Энтони Тюдор.
В 1962 году вернулась в Германию, стала солисткой Эссенского балетного театра, с 1969 года - его руководительницей.
В 1973 году возглавила труппу современного танца в Вуппертале. В дальнейшем Бауш со своей труппой создаёт спектакли, навеянные атмосферой и пластикой тех городов, где они выступают: Будапешта, Палермо, Стамбула, Токио, Лиссабона, Гонконга, Мадрида, Рима, Лос-Анджелеса, Сеула, Вены и др.
Настоящий успех пришел к Бауш в 1974 году, когда в Вуппертале была поставлена хореографическая версия знаменитой оперы Глюка "Ифигения в Тавриде".
К началу 1980-х она стала одной из ключевых фигур мира танца двадцатого века и прославилась еще и тем, что никогда не давала интервью. Она до сих пор - один из самых знаменитых, спорных и провокационных европейских хореографов.
Постепенно работы Пины Бауш становились визитной карточкой нового немецкого искусства. Она не просто преобразовала современный танец, но и создала новый жанр: танцевальный театр, систему, в которой слова, музыка и движение существуют на равных. Многим из того, что сегодня существует в области танцевального театра, этот жанр обязан Пине Бауш.
Снялась в двух культовых фильмах. У Федерико Феллини в картине "И корабль плывёт…" (1983) сыграла слепую принцессу, которая на ощупь играет в шахматы. И в фильме Педро Альмодовара "Поговори с ней" (2002) сыграла саму себя. Помимо упомянутых ролей в игровом кинематографе, Пина Бауш проявила себя и в других жанрах.
В 1983 году бельгийский кинорежиссёр Шанталь Акерман сняла о ней телевизионный документальный фильм "Однажды Пина меня спросила". По сюжету съёмочная группа следует за знаменитым хореографом на протяжении пяти недель, во время гастрольного тура по Германии, Италии и Франции. Целью режиссёра фильма было уловить беспрецедентное искусство Пины Бауш не только в предлагаемом зрительному залу качестве, но и "за сценой".
Другой документальный телефильм, продолжительностью 15 минут, был снят в течение одной июньской недели 2002 года в Париже, режиссёром Ли Янор, и называется он "Кофе с Пиной". Эта зарисовка нередко используется в качестве "бонуса" для DVD-выпусков более "представительных" фильмов.
Особую страницу отношений Бауш с кинематографом составляют экранизации её спектаклей: её собственные хореографические (и одновременно кинематографические) постановки, нередко и с появлением на экране самой Пины в танцевальных партиях. Хорошо известны её неповторимые и разноплановые фильмы этого жанра, такие как: "Орфей и Эвридика" - фильм-спектакль Парижской оперы на музыку Глюка в постановке и сценографии Пины Бауш. Это "танцопера" - жанр, придуманный Пиной: в нём каждому персонажу соответствует два сценических исполнителя - оперный и балетный.
"Весна священная" - фильм-балет 1978 года на музыку Стравинского.
"Кафе Мюллер" - фильм 1985 года запечатлел спектакль 1978 года, основанный на личных детских и юношеских воспоминаниях хореографа. Действие происходит в пустом кафе, где люди, которые потеряли надежду и способность любить, переживают своё одиночество. Артисты "Танцтеатра" (включая и саму Пину Бауш) рассказывают с помощью танца истории о себе. Музыкальной основой стали арии из опер Генри Пёрселла "Королева фей" и "Дидона и Эней" в исполнении Дженнифер Вивиан, Дженет Бейкер, Джона Ширли-Куирка и Онора Шепарда.
"Зоны контакта, дамы и господа за 65" - фильм 2007 года на основе второй редакции спектакля. В 1998 году в городе Вуппертале появилось объявление, приглашающее пожилых людей без какого либо актёрского опыта принять участие в отборе для восстановления первой версии спектакля "Зоны контакта" (1978 года). В 2000 году этот спектакль "Танцтеатра" вышел в новой редакции. Что же случилось с 26-ю стариками, которые откликнулись на то объявление и были в итоге отобраны, как они выстраивают отношения, ищут свою "половинку"? Именно эта тема и становится главным сюжетом фильма, разворачиваясь в старом дансинге на фоне сентиментальных немецких песен 1930-х годов, джаза и танго. Интересно, что уже за рамками фильма - за год до смерти Бауш, в 2008 году - вышел ещё один вариант этого же спектакля, в котором, однако, были задействованы уже не "те, кому за…", а - подростки от 14 лет!
В июле 2009 года собиралась на гастроли в Москву со своим спектаклем "Семь смертных грехов", но скончалась в Германии 30 июня 2009 года от рака лёгких.
В 2011 году на Берлинале был показан фильм Вима Вендерса "Пина".