90 лет английскому журналисту, писателю, драматургу, переводчику Майклу Фрейну
8 сентября 2023 года исполнится 90 лет английскому журналисту, писателю, драматургу, переводчику Майклу Фрейну.
Родился 8 сентября 1933 года в Лондоне. Служил в армии, занимаясь переводами с русского языка. В 1957 году окончил обучение в Кембридже, стал работать как репортёр в газетах "Manchester Guardian" (1957-1962) и "The Observer" (1967-1968).
В литературу Фрейн вошел поначалу как романист. В своем первом романе "Оловянные солдатики" (1965) объектом его сатирического запала стали компьютеры. Годом позже Фрейну была присуждена за него премия Сомерсета Моэма. В "Русском переводчике" (1966) Фрейн переключился на тему шпионажа. Результат - премия Хоторндена (1967). В романе "Под утро" (1967; в США опубликован под названием "Против энтропии") он разделался с журналистами. Романы "Очень частная жизнь" (1968) и "Сладкие грезы" (1974) написаны в жанре фантазий, причем, каждая история завершается нравоучительным финалом, с некоторым налетом иронии. После "Сладких грез" Фрейн надолго отошел от романного жанра и обратился к драматургии.
Писать пьесы для театра Майкл Фрейн начал ещё будучи репортёром в газете. В 1975 году пришёл первый успех. Его пьеса "Алфавитный порядок" получила премию "Ивнинг Стандард" как лучшая комедия года. В 1976 году Майкл Фрейн написал вторую пьесу - "Долгие годы". Она была названа лучшей комедией года Театральным обществом лондонского Уэст-Энда. Следующей значительной театральной работой Фрейна стала пьеса "Строим-ломаем" (1980). В Лондоне пьеса шла при переполненных залах, в Соединенных Штатах была принята сдержанно.
Подлинная слава пришла к Фрейну после постановки пьесы "Шум за сценой" (Лондон, 1982; годом позже состоялась бродвейская премьера), написанной в форме откровенного балаганного фарса. Комедию Фрейна тепло приняли зрители по обе стороны Атлантики. И на Бродвее, и в Уэст-Энде пьеса долго не сходила с репертуара, получила премии за лучшую комедию 1982, присуждаемые газетой "Ивнинг Стандард" и Театральным обществом Уэст-Энда. В Нью-Йорке была номинирована на премию Тони. По сей день "Шум за сценой" остается самой известной пьесой Фрейна.
В 1992 году режиссер Питер Богданович снял американский комедийный фильм "Безумные подмостки" по мотивам пьесы Майкла Фрайна "Шум за сценой". В главных ролях снялись Кристофер Рив, Майкл Кейн и Кэрол Барнетт, Денхолм Эллиотт.
В пьесе "Благодетели" (Лондон, 1984; Бродвей, 1985) Фрейн отошел от комедийного жанра. Пьеса также получила премии газеты "Ивнинг Стандард" и Театрального общества Уэст-Энда, на этот раз в номинации "лучшая пьеса года". Она была удостоена лондонской премии Лоренса Оливье 1984 и нью-йоркской премии критиков 1986 за лучшую иностранную пьесу. Фрейну также принадлежат пьесы "Посмотри внимательнее" (1990), "Здесь" (1993) и "Теперь тебе все известно" (1995).
Шумный успех принесла ему пьеса "Копенгаген", вышедшая в 1998 году. Пьеса получила премию газеты "Ивнинг Стандард", а двумя годами позже принесла Фрейну высшую бродвейскую театральную награду - премию Тони.
Став преуспевающим драматургом, Фрейн не отказался от жанра, с которого начинал, написав несколько романов: "Как это делается" (1989), "Высадка на солнце" (1991), "Теперь тебе все известно" (1992), "Головой вперед" (1999).
Сборник "Говорите после сигнала" (1995) в значительной степени подытожил раннюю пору его творчества.
Также Фрейн известен как переводчик. Он перевёл на английский язык пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня", "Безотцовщина" ("Дикий мёд").