90 лет немецкому режиссёру, писателю, продюсеру, идеологу нового немецкого кино Александру Клуге
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

90 лет немецкому режиссёру, писателю, продюсеру, идеологу нового немецкого кино Александру Клуге


14 февраля 2022 года - 90 лет немецкому режиссёру, писателю, продюсеру, идеологу нового немецкого кино Александру Клуге.

Родился 14 февраля 1932 года в семье доктора медицины Эрнста Клуге и его жены Алисы, урождённой Хаусдорф. До конца Второй мировой войны посещал гимназию в Хальберштадте. С 1946 года посещал гимназию в Шарлоттенбурге, Берлин. Затем изучал юриспруденцию, историю и церковную музыку во Фрайбурге, Марбурге и Франкфурте-на-Майне. В 1956 году защитил диссертацию на тему самоуправления в университетах, вместе с Гельмутом Бекером написал книгу "Культурная политика и контроль за расходами". В последующие годы наряду со съёмками фильмов опубликовал ряд научных книг, таких как "Общественность и опыт" (1972, вместе с Оскаром Негтом), "Экономика кино в ФРГ и Европе" (1973, вместе с Флорианом Хорфом и Михаэлем Достом), "Критическая теория и марксизм" (1974, вместе с Негтом) и другие.

В 1958 году был волонтёром на студии Артура Браунера "ССС-Фильм" в Западном Берлине, в том числе во время съёмок фильма Фрица Ланга "Индийская гробница". В это время написал ряд рассказов и набросков сценариев. За свой первый короткометражный фильм "Брутальность в камне" (1960, вместе с Петером Шамони) на Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене получил один из главных призов.

В 1962 году был одним из инициаторов "Оберхаузенского манифеста", в котором 26 молодых режиссёров заявили о смерти реставративного кино 1950-х и о намерении противопоставить ему свои фильмы. В последующие годы при государственной поддержке возникли первые работы "Молодого немецкого кино". Клуге, Эдгара Зайца и Деттена Шляйермахера назначили руководителями "киноинститута" в Ульме. Главная цель школы, основанной по инициативе оберхаузенской группы, состояла в создании теоретического центра кино.

В 1963 году Александр Клуге учредил собственную производственную фирму. Благодаря фильмам "Прощание с прошлым" (1966) и "Артисты под куполом цирка: беспомощны" (1968) он завоевал позицию признанного аутсайдера западногерманского кино.

Был инициатором коллективных публицистических фильмов "Германия осенью" (1977), "Кандидат" (1980) и "Война и мир" (1982), посвященных актуальным политическим событиям. В этот период выступал за сближение кино и телевидения. Фильмы-эссе "Власть чувств" (1983) и "Наступление настоящего на остальное время" (1985) стали его последними крупными работами в кино.

В 1987 году основывал dctp (Development Company for Television Program), ставшую платформой для независимых программ на частном немецком телевидении. Сам Клуге является управляющим компании, а также автором независимых передач-интервью, посвященных культуре.

В 2008 году при участии Тома Тыквера воплотил замысел Сергея Эйзенштейна по экранизации основной теоретической работы Карла Маркса "Капитал".

В 2021 году в издательстве "GARAGE" вышла книга Александра Клуге на русском языке "Контейнер "Россия". В текстах встречаются эссеистика, дневниковые записи, воспоминания, короткие рассказы, фрагменты интервью и репортажей, исторические анекдоты. Сам Клуге в последние годы определяет такую литературную форму как "контейнер": коробка с рабочими материалами на определенную тему.

Как объясняет сам автор в предисловии, его интерес к России родился из обещания, данного перед смертью сестре - актрисе Александре Клуге (1937-2017), влюбленной в российскую культуру. Россия в изложении Клуге - это мерцающий, изменчивый образ, переживаемый человеком с Запада, здесь есть место и стереотипам, и неожиданно глубоким прозрениям.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑