90 лет со дня рождения французского философа, историка, писателя, художника и режиссёра Ги Дебора
28 декабря 2021 года исполнится 90 лет со дня рождения французского философа, историка, писателя, художника и режиссёра Ги Дебора (1931 - 1994).
Родился 28 декабря 1931 года в Париже. Полное имя - Ги Луис Мария Венсан Эрнест Дебор. После Второй мировой войны поступил в университет, но вскоре бросил учёбу и стал видным деятелем во французских леворадикальных кругах.
Ги Дебор занимался критикой урбанизации и копирайта. В области распределения материальных и нематериальных благ он отстаивал идеи потлача и плагиата.
К началу 1970-х годов революционные настроения во Франции стали утихать, Ги Дебор начал снимать авангардные фильмы, всё больше отходя от общества. Последние десятилетия жизни он проводил дома в глубокой депрессии, читая книги и переписываясь.
Ги Дебор создал шесть авангардистских фильмов. Первый фильм, "Завывания в честь де Сада", состоял из коротких монологов, которые прерывались тишиной на фоне чёрного экрана. По замыслу автора, во время этих пауз зритель должен был отвлечься от пассивного созерцания и вспомнить о реальной жизни.
После него осталось семь книг: "Мемуары" (в соавторстве с Асгером Йорном, 1959), "Общество зрелищ" (1967), "Полное собрание кинематографических сочинений" (1978), "Комментарии к "Обществу зрелищ" (1988), "Суждения об убийстве Жерара Лебовичи" (1985), "Панегирик" (1989), "Эта дурная репутация…" (1993). Осталось множество опубликованных под различными псевдонимами и до сих пор не идентифицированных текстов.
Звездным часом Дебора стал выход книги "Общество зрелищ" (1967), дополненной в 1973 году одноименным фильмом. Эта книга должна рассматриваться в одном ряду с такими основополагающими социологическими трудами, как "К пониманию медиа" Маршалла Маклюэна, "Одномерный человек" Герберта Маркузе, "Общество потребления" Жана Бодрийара или "Постмодернистское условие" Жана-Франсуа Лиотара. В книге "Общество зрелищ" Дебор подверг критике современный капитализм, усиление роли СМИ и индустрии развлечений в жизни современного общества, а также государственный капитализм, проявивший себя в СССР и Китае.
Ги Дебор разделяет два вида спектакля: распылённый, присущий странам капиталистического Запада, и концентрированный, проявивший себя в СССР, Китае и других странах. Разница между ними заключается в способах воздействия: концентрированный спектакль государственного капитализма отличается нетерпимостью ко всякой, даже виртуальной - как в странах Запада - свободе слова, более сильным репрессивным аппаратом, однако в меньшей степени фетишизацией товарного производства.
Перед смертью в своих "Комментариях к Обществу Спектакля" Ги Дебор выдвинул идею о том, что крушение СССР и становление рыночной экономики приведёт к торжеству нового вида спектакля - интегрированного, который будет совмещать в себе диктат потребления и сильный репрессивный аппарат.