90 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, сценариста, актёра и критика Франсуа Трюффо (1932-1984)
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

90 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, сценариста, актёра и критика Франсуа Трюффо (1932-1984)


6 февраля 2022 года - 90 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, сценариста, актёра и критика Франсуа Трюффо (1932-1984).

Один из основоположников французской новой волны.

Родился 6 февраля 1932 года в Париже. С детства проявлял интерес к книгам и музыке. В восемь лет Франсуа увидел первый в своей жизни фильм "Потерянный рай" Абеля Ганса. Это стало началом его киномании, которая привела к тому, что Трюффо начал прогуливать школу и пробираться в кинозалы "зайцем", если у него не хватало денег на билет. Исключённый из нескольких школ, будущий режиссёр в 14 лет решил начать самостоятельную жизнь и окончательно бросил школу. Одна из его юношеских "академических целей" состояла в том, чтобы "просмотреть в день три фильма и прочитать в неделю три книги". Большое влияние на Франсуа оказал писатель и кинокритик Андре Базен, прививший ему любовь к кино.

Вместе с другим будущим режиссёром, Жан-Люком Годаром, Трюффо пишет статьи для журнала Базена "Cahiers du Cinéma". Впоследствии Трюффо будет работать с Годаром над сценариями фильмов "На последнем дыхании" и "История воды". Трюффо является видным теоретиком авторского кино. Несмотря на критическое отношение к коммерческому голливудскому кино, Трюффо не только заметил у Альфреда Хичкока авторский взгляд за оболочкой развлекательного кино, он снял несколько фильмов под его влиянием. Интервью, которые Трюффо взял у Хичкока, были изданы в виде книги, давшей название документальному фильму "Хичкок/Трюффо" (2015).

В 1957 году он создал независимую производственную кинокомпанию Les Films du Carrosse, на базе которой было снято большинство его фильмов.

Заметное место в творчестве Трюффо занимает своеобразный цикл фильмов, объединённых одним героем, Антуаном Дуанелем. Цикл начинается полуавтобиографическим фильмом "Четыреста ударов" (1959, Гран-при на Каннском фестивале) и продолжается в таких фильмах, как "Антуан и Колетт" (новелла в фильме "Любовь в 20 лет", 1962), "Украденные поцелуи" (1968), "Семейный очаг" (1970), "Сбежавшая любовь" (1979).

После "400 ударов" Трюффо снимает фильм "Стреляйте в пианиста" (1960), выстроенный по законам детектива. Исполнитель главной роли Шарль Азнавур создал по-своему трагический образ пианиста-неудачника, весь жизненный путь которого отмечен гибелью близких ему людей.

Несомненной творческой удачей Трюффо стал фильм "Жюль и Джим" (1962) - экранизация романа Анри-Пьера Роше, тонкой и грустной истории взаимоотношений двух друзей - француза и немца - и женщины, которую они любят "несчастной" любовью.

Во время съёмок ленты "Жюль и Джим" режиссёр увлёкся Жанной Моро, игравшей героиню любовного треугольника. Роман был бурным и недолгим. Утешился он с Джулией Кристи, которая снималась у него в фильме "451 градус по Фаренгейту". Однако когда заканчивалась работа над картиной, Франсуа часто утрачивал интерес к своим актрисам.

На главную роль в фильме "Сирена Миссисипи" по роману У. Айриша режиссёр пригласил Катрин Денёв. До этого он снял её сестру Франсуазу Дорлеак в "Нежной коже" (1965). В ходе съёмок всей группе стало ясно, что между актрисой и режиссёром возникли любовные отношения.

В 1970 году Трюффо ставит драму "Дикий ребёнок" о возвращении в мир людей ребёнка, выросшего в лесу.

Сюжет большинства лент Трюффо строится вокруг женщины. Он испытывал потребность в лицах и натурах, способных выразить целый спектр необузданных страстей - возвышенных, самоотверженных, разрушительных.

Фильм Трюффо "Американская ночь" (1973) получил премию "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм".

В картине "История Адели Г." (1975) Трюффо проявляет себя как тонкий знаток человеческих душ. Героиня - дочь Виктора Гюго (Изабель Аджани) - сходит с ума на почве неразделённой любви.

Самая известная роль Трюффо - в фильме Стивена Спилберга "Близкие контакты третьей степени" (1977).

"Последнее метро" (1980) - единственный "политический" фильм Франсуа Трюффо. Действие картины разворачивается в Париже 1942 года, во время немецкой оккупации. Знаменитая актриса Марион Штейнер (Катрин Денёв) берёт на себя руководство театром на Монмартре. Оккупанты не подозревают, что в подвале театра скрывается её муж, которому грозит концлагерь. После огромного успеха "Последнего метро" Трюффо сразу берётся за новый сценарий. В 1981 году он снимает фильм "Соседка" с Фанни Ардан и Жераром Депардьё. За эту роль Ардан получила премию "Сезар" и стала последней большой любовью Трюффо. Ардан подарила Трюффо дочь Жозефину.

В 1983 году Трюффо снимает свой последний фильм - криминальную драму "Скорей бы воскресенье" (в советском прокате: "Веселенькое воскресенье"). В главных ролях Фанни Ардан и Жан-Луи Трентитьян.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑