90 лет театральному художнику, сценографу, педагогу Борису Мессереру
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

90 лет театральному художнику, сценографу, педагогу Борису Мессереру


15 марта 2023 года исполняется 90 лет театральному художнику, сценографу, педагогу Борису Асафовичу Мессереру.

Родился 15 марта 1933 года в Москве. Отец - Асаф Мессерер, артист балета и балетмейстер, народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий; мать - Анель Судакевич, актриса немого кино, затем работала художником по костюмам для кино и театра, главным художником Московского цирка и Союзгосцирка.

В 1956 году окончил Московский архитектурный институт (ныне - Государственная академия), где учился у художника и скульптора Александра Дейнеки, посещал мастерскую графика Артура Фонвизина.

Первой работой Бориса Мессерера в качестве театрального художника стал спектакль "Третье желание" в театре "Современник" (1960, режиссеры Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев). Спустя три года Мессерер дебютировал в Большом театре с декорациями к балету "Подпоручик Киже".

В 1967 году создал сценографию к легендарной "Кармен-сюите" Жоржа Бизе в аранжировке Родиона Щедрина.

Борис Мессерер является автором сценографии более 150 оперных, балетных и драматических спектаклей, поставленных в Большом театре, в "Современнике", театрах им. Евг. Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры, им. Пушкина, на Малой Бронной, а также Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне - Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург), в оперных театрах Тбилиси, Еревана и других городов.

Оформлял спектакли знаменитых театральных режиссеров Анатолия Эфроса, Андрея Гончарова, Валентина Плучека, Бориса Покровского, Галины Волчек, Марка Захарова.

Начавшееся в 1960-х годах в "Современнике" сотрудничество художника с Олегом Ефремовым продолжилось и в возглавляемом Ефремовым МХАТе. В 1990 году Мессерер получил предложение стать главным художником МХАТа им. Чехова. За семь лет работы в этом театре он создал декорации к спектаклям "Трагики и комедианты" (1991, режиссер Николай Скорик), "Последняя ночь Отто Вейнингера" (1991, Гдалия Бессер), "Осколки разбитого вдребезги" (1991, Роза Сирота), "Из жизни дождевых червей" (1991, Михаил Кочетков), "Горе от ума" (1992, Олег Ефремов), "Молочный фургон не останавливается больше здесь" (1993, Вячеслав Долгачев), "Мишин юбилей" (1994, Олег Ефремов), "Борис Годунов" (1994, Олег Ефремов), "Преступление и наказание" (1996, Виктор Сергачев), "Привидения" (1997, Николай Скорик) и др.

Художник оформил несколько телевизионных фильмов и фильмов-спектаклей. Среди них: "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (1971, режиссеры Маргарита Микаэлян и Валентин Плучек), "Лев Гурыч Синичкин" (1974, Александр Белинский), "Двенадцать стульев" (1976, Марк Захаров), "Романовы: Венценосная семья" (2000, Глеб Панфилов) и др.

Мессерер работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца. Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией.

Кроме того, Борис Мессерер многие годы занимался оформлением книг. В 1979 году принимал участие в работе над самиздатовским альманахом "Метрополь" вместе с Беллой Ахмадуллиной, Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым и др.

Мессерер был участником московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне. В 1956-1957 годах в составе авторской группы (с Андреем Гончаровым, Андреем Васнецовым, Виктором Элькониным, Иваном Бруни) работал над панно "Москва" для главного павильона выставки "Экспо-1958" в Брюсселе. Занимался оформлением выставок для Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Автор мемуарной книги "Промельк Беллы" (2016).

Борис Мессерер был дважды женат: первая супруга - балерина Большого театра Нина Чистова (род. 1931), вторая - поэтесса и переводчица Белла Ахмадулина (1937 - 2010).

Сын от первого брака - Александр Мессерер (род. 1960), художник.

Двоюродная сестра - народная артистка СССР, балерина Майя Плисецкая (1925-2015).

Жизни и творчеству Мессерера посвящен пятисерийный документальный фильм "Монолог свободного художника" (2013, режиссер Татьяна Малова).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑