95 лет со дня рождения американского драматурга Эдварда Олби
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

95 лет со дня рождения американского драматурга Эдварда Олби


12 марта 2023 года исполнится 95 лет со дня рождения американского драматурга Эдварда Олби (1928 - 2016).

Один из важнейших театральных авторов XX века, выдающийся американский драматург, неоднократный лауреат Пулитцеровской премии и премии "Тони".

Родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен семьёй богатого владельца театральных залов Ридом и Фрэнсис Олби.

Окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (штат Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, служил клерком, барменом, продавцом книг и пластинок, работал для радио, хотя материально был обеспечен. Жил в Гринвич-Виллидж, пробовал себя в поэзии и прозе.

Как драматург дебютировал в 1959 году, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение Олби-Барр-Уайлдер.

В 1960 выпустил первый сборник пьес, обозначив в предисловии к нему установку на "Необычное. Невероятное. Неожиданное".

Эдвард Олби является представителем т.н. "театра абсурда". Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу.

За пьесу "Неустойчивое равновесие" (1966) получил ежегодную премию "Тони" и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за "Морской пейзаж" (1975), в 1994 - за пьесу "Три высокие женщины" (1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.

Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе "Кто боится Вирджинии Вулф?" (1962; премия "Тони"), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей.

Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория "Крошка Алиса" (1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и "Ящик и цитаты из председателя Мао" (1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.

Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы "Что случилось в зоопарке" (1959), "Смерть Бесси Смит" (1960), "Фэм и Йем" (1960), "Американская мечта" (1961), "Дама из Дюбука" (1977) и "Человек с тремя руками" (1983).

Ему принадлежат инсценировки "Баллада о невесёлом кабачке" (1963) по повести Карсон Маккалерс, "Малькольм" по роману Дж. Парди, "Завтрак у Тиффани" (1966) по повести Трумена Капоте, переработка пьесы английского драматурга Джайлза Купера "Все в саду" (1967) и "Лолита" (1979) по роману В. В. Набокова, "Пьеса про младенца" (2000) и др.

Олби довольно много писал и в последние десятилетия своей жизни. Самое знаменитое его сочинение позднего периода - пьеса "Коза, или Кто такая Сильвия", написанная в 2002 году. Она не стала такой же знаменитой, как "Вирджиния Вульф", но понаделала много шума в мире. Сюжет о том, как взрослый мужчина к ужасу своего семейства признается, что влюблен в козу, смутил многие театральные умы. Потом были пьесы "Тук! Тук! Кто там!?" (2003), "Питер и Джерри" (2004). Одно из последних произведений Олби - "Я как таковой и я" (2007) было поставлено в Нью-Йорке в 2010 году.

Эдвард Олби умер 16 сентября 2016 года после непродолжительной болезни в своём доме в пригороде Нью-Йорка.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑