95 лет со дня рождения британского писателя Джона Фаулза
31 марта 2021 года исполняется 95 лет со дня рождения британского писателя-романиста, одного из выдающихся представителей постмодернизма в литературе и эссеиста Джона Роберта Фаулза (1926 - 2005).
Джон окончил престижную школу в Бедфорде. Прошёл подготовку к флотской службе при Эдинбургском университете, был распределён в Королевскую морскую пехоту. После двух лет службы там он отказался от военной карьеры и поступил в Новый колледж Оксфордского университета, специализируясь на французском и немецком языках. Впоследствии он сосредоточился на французском и получил в 1950 году степень бакалавра.
В 1950-1963 годах Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес и в лондонском Колледже Святого Годрика. На острове Спецес он начал писать, ещё не публикуясь.
В 1963 году Фаулз опубликовал роман "Коллекционер". История пустого и никчёмного молодого человека, похитившего девушку, рассказанная от лица обоих героев, стала бестселлером. В 1965 году роман был экранизован Уильямом Уайлером. Успех первой книги позволил Фаулзу оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности.
До конца 1960-х годов вышли в свет еще два романа, крупных по объему и дерзких по замыслу, - "Волхв" и "Женщина французского лейтенанта".
"Волхв" (1965) - дебютный роман Фаулза, написанный ещё до "Коллекционера", который писатель долго не публиковал. Эта история, в которой смешаны мистика, мотивы шекспировской "Бури" и гомеровской "Одиссеи", закрепила успех автора.
В 1968 году Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Риджис на юге Англии. Большую часть жизни он провёл в своём доме на берегу моря. Там Фаулз написал роман "Женщина французского лейтенанта" (1969) - своё самое коммерчески успешное произведение. В нём Фаулз использовал сюжетную канву викторианского романа для своеобразного литературного эксперимента. По этому роману также был снят фильм Карела Рейша по сценарию Гарольда Пинтера с Мерил Стрип и Джереми Айронсом в главных ролях.
Ещё студентом в Оксфорде Фаулз испытал сильнейшее влияние французских экзистенциалистов - Сартра и Камю. В 1970-х Фаулз стал пересматривать свои взгляды на экзистенциализм. Главный герой его повести "Башня из чёрного дерева" (1974), столкнувшись с необходимостью выбора между экзистенциальной свободой и продолжением обычной жизни, выбрал второе.
Проблема поиска идентичности определяет сюжет и следующего романа Фаулза - "Дэниел Мартин". Интерес к истории, особенно отразившийся в романах "Женщина французского лейтенанта" и "Червь" (1986), был присущ Фаулзу не только за письменным столом, поскольку в 1979 году писатель возглавил городской музей и занимал этот пост в течение десяти лет.
Будучи магистром литературы, Фаулз неоднократно высказывался на темы философии, постмодернизма, социальной жизни, личных отношений и феминизма. О его значимости можно судить по тому факту, что газета "Таймс" назвала его одним из "50 величайших британских писателей с 1945 года".
В дополнение к своим романам, рассказам, стихам, теоретическим трудам и сценариям Фаулз перевел несколько пьес с французского для Национального театра. Написал несколько справочников по охране природы и экологии, краеведению.