95 лет со дня рождения чешского кинорежиссёра и сценариста Веры Хитиловой
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

95 лет со дня рождения чешского кинорежиссёра и сценариста Веры Хитиловой


2 февраля 2024 года исполняется 95 лет со дня рождения чешского кинорежиссёра и сценариста Веры Хитиловой (1929 - 2014).

Лидер чехословацкой "новой волны" 1960-х годов. Известна как экспериментатор, сочетавшая новаторские поиски в области киновыразительности, эстетику игры и острую социальную критику. Снимала как игровые, так и документальные ленты.

Родилась 2 февраля 1929 года в городе Острава. Отец Франтишек был арендатором привокзальных ресторанов, участвовал в Первой мировой войне, был ранен и попал в русский плен. Благодаря брату он стал легионером. Мать Штепанка управляла несколькими ресторанами вместе с мужем. Вера Хитилова провела детство вместе со своим шестилетним братом Юлианом в Моравии.

С 1950-х годов жила в Праге. Она два года изучала архитектуру в Брно, после окончания факультета работала карикатуристом, манекенщицей.

Перед камерой она появилась в небольшой роли в фильме "Пекарь императора". В 1962 году окончила факультет кино и телевидения академии музыкальных искусств в Праге, став одной из первых выпускниц женского пола.

Получила мировое признание с началом чехословацкой "новой волны" - наряду с такими кинематографистами, как Иржи Менцель, Эвальд Шорм, Юрай Якубиско и Ян Шмидт. После подавления "пражской весны" отказалась эмигрировать во Францию. Из-за телевизионной постановки "Друзья" (1971) не могла работать шесть лет. Служба государственной безопасности Чехословакии несколько раз безуспешно пыталась принудить её к сотрудничеству.

До середины 1970-х годов главными героинями фильмов Хитиловой были женщины. Через призму женского опыта она затрагивала универсальные темы. К работе над фильмами обычно привлекала других женщин, среди которых художник и сценарист Эстер Крумбахова, Кристина Влахова, Даниэла Фишер.

В 1989 году начала преподавать в ФАМУ (Факультет кино и телевидения Пражской академии изящных искусств), с 2003 года профессор, в 2005 году возглавила кафедру режиссуры.

Первым мужем Хитиловой был фотограф Карел Людвиг, вторым - оператор Ярослав Кучера. От второго брака есть дочь Тереза Кучерова (дизайнер, аниматор, актриса) и сын Стефан (оператор).

Шедевры Веры Хитиловой:

  • "О чем-то ином" (1963). Полнометражный дебют Хитиловой - история двух женщин, чьи жизни никак не связаны друг с другом: одна - переживающая личностный кризис спортсменка-гимнастка, другая - домохозяйка, уставшая от маленького ребенка и потерявшая контакт с мужем.
  • "Маргаритки" (1966). Кажется, это самый известный фильм режиссера. Своего рода опознавательный знак: говорим "Хитилова" - подразумеваем "Маргаритки". На экране две девушки, похожие на бабочек, порхающих по миру. Обманывая ожидания мужчин, они играют их чувствами: ведь самое главное свойство героинь - молодость, и они пока еще могут не задумываться о своих действиях. Но у молодости есть и оборотная сторона: в какой-то момент героини спрашивают друг друга: "Что с нами будет? Что с нами будет? Что с нами будет?" Этот и подобные ему вопросы задавали молодые люди шестидесятых по всему земному шару - и нигде не получали ответа.
  • "Турбаза "Волчья" (1986). У "Турбазы" завязка, как в расхожем американском триллере: группа не особо трудных, но и не простых подростков отправляется на турбазу, чтобы покататься на лыжах. Недоразумения - с самого начала: вместо десяти человек в группе - одиннадцать, тренер оказывается инопланетянином и предлагает избавиться от лишнего человека. Члены группы должны самостоятельно решить, кто именно будет лишним. Но все тянут с ответом, и тренер накаляет обстановку страха.
  • "Копытом туда, копытом сюда" (1988). В центре картины - трио великовозрастных бабников, изредка любящих поразмышлять о том, что у них осталось позади и чем они могли бы гордиться. Итоги незавидные: один в свои сорок пять лет - литературный работник, сочиняющий пьесы и куплеты к официальным праздникам; другой - ютится в небольшой квартирке вместе с матерью, регулярно забегающей в его комнату в самый ответственный момент, а третий - самый симпатичный и жестокий - заболевает неизвестной науке болезнью и медленно угасает. Вокруг них всегда крутится неимоверные количество девушек и женщин, которых они презирают, боятся (ответственность) и все равно добиваются.
  • "Приятные моменты" (2006). Главная героиня, психоаналитик, смертельно уставшая от откровений недалеких клиентов, наконец-то обращает внимание на собственную жизнь, в которой присутствует вечно ворчащий трутень-муж и сын, вступивший в пору переходного возраста. Они не проявляют к ней никакого уважения.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑