95 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, сценариста и фотографа Аньес Варда
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

95 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, сценариста и фотографа Аньес Варда


30 мая 2023 года исполняется 95 лет со дня рождения французского кинорежиссёра, сценариста и фотографа Аньес Варда (1928 - 2019).

Родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе. Её мать была француженка, а отец происходил из греческой семьи беженцев из Малой Азии. Варда изучала литературу и психологию в Сорбонне, а историю искусств - в Школе Лувра. Первоначально Варда хотела стать музейным куратором, но после окончания курса фотографии изменила свои планы. Довольно быстро создав себе репутацию первоклассного фотографа, Варда стала официальным фотографом Театрального фестиваля в Авиньоне и Национального народного театра, а затем продолжила карьеру в качестве фотожурналиста.

Интерес Варда к фотографии привел её в кино. В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже не мог посетить родные места, Варда поехала на фотосъёмку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Эта работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом поселке художественный фильм. Названный просто "Пуэнт-Курт", фильм рассказывал о молодой паре, пытающейся наладить свои семейные и любовные отношения во время пребывания в этом поселке. Этот фильм в стилистическом плане стал предшественником Французской новой волны. Варда задействовала в картине двух профессиональных актёров, а также простых жителей поселка Пуэнт-Курт, что привнесло в картину элемент реализма и вдохновлённой Неореализмом документальной эстетики. Варда в дальнейшем будет часто использовать сочетание художественных и документальных элементов в своих фильмах.

Её второй полнометражный художественный фильм "Клео от 5 до 7" вышел только через семь лет. Он рассказывал о двух часах из жизни молодой парижской поп-певицы, ожидающей результатов медицинских анализов по поводу возможного ракового заболевания. На протяжении картины героиня встречается с различными людьми, через общение с которыми она постепенно выходит из своего кукольного образа и обретает живые человеческие черты. Фильм затрагивает ряд экзистенциальных тем, таких как вопросы смертности и смерти, одиночества и отчаяния, его отличает ярко выраженный феминистический подход.

В своём первом цветном фильме "Счастье" Варда рисует портрет счастливой семьи, в которой мужу до поры, до времени удается успешно сочетать любовь к жене и детям с любовью к другой женщине. Когда же жена узнаёт от него о сопернице и кончает жизнь самоубийством, он без видимых проблем вводит на её место любовницу. Картина безграничного счастья, выполненная в ласкающих глаз импрессионистских тонах под гармоничную музыку Моцарта, тем не менее оставляет беспокойное чувство.

Фильм "Одна поет, другая нет" рассказывает историю жизни двух молодых женщин, которых свела судьба в 1962 году, а спустя 14 лет они встретились вновь, вспоминая прожитые годы. Несмотря на то, что одна из них происходит из благополучной городской семьи и стала певицей, а другая имеет тяжелое деревенское прошлое и двух незаконнорождённых детей, это не мешает их взаимопониманию и дружбе.

В 1984 году Варда выпустила фильм "Без крыши, вне закона", рассказывающей о смерти молодой бродяжки по имени Мона. Неназванный человек за кадром беседует с людьми, которые встречали Мону в последние недели её жизни. Фильм разделен на 47 эпизодов, в каждом из которых кто-либо рассказывает о своих впечатлениях от общения с Моной. В 1985 году за этот фильм Варда была удостоена главного приза Венецианского фестиваля - Золотого льва, а также престижного приза ФИПРЕССИ. В 1986 году за игру в этом фильме Сандрин Боннер получила французскую премию Сезар как лучшая актриса.

В 1990 году умер муж Варда, известный кинорежиссёр Жак Деми, с которым они прожили вместе с 1962 года. Вскоре после его смерти Варда сделала фильм "Жако из Нанта", рассказывающий о его жизни и смерти. Начинаясь с художественной реконструкции ранних лет жизни Деми в оккупированной немцами Франции, фильм рассказывает о его увлеченности различными аспектами кино, включая подбор актёров, разработку художественного решения и декораций, анимацию и постановку света. Художественные эпизоды картины переплетаются с хроникальными кадрами Нанта военного времени, фрагментами из фильмов Деми, а также и документальными кадрами умирающего режиссёра.

Кинематографический стиль Варда отличают документальный реализм, интерес к социальным вопросам и теме феминизма, а также ярко выраженный экспериментальный подход. Несмотря на тесную связь с французской новой волной, Варда принадлежит к родственной "новой волне" группе кинорежиссёров Левого берега. Эту группу отличала любовь к богемной жизни, высокая степень вовлеченности в литературу и пластические искусства и, как результат, интерес к экспериментальному кинематографу, а также отождествление с левой политикой. Ведущими режиссёрами группы Левого берега были Крис Маркер, Ален Рене и сама Аньес Варда, к ней примыкали Жан-Пьер Мельвиль, Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас, а также представители литературного движения "Новый роман".

За свою работу в кино Варда была удостоена Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля (за фильм "Счастье"), Золотого льва Венецианского фестиваля (за фильм "Без крыши, вне закона"), премии Луи Деллюка, двух Сезаров за документальные работы и почетного Сезара в 2001 году. В 2015 году на Каннском кинофестивале была удостоена почётной "Золотой пальмовой ветви".

Обладатель почётной премии "Оскар" за вклад в киноискусство.

29 марта 2019 года Аньес Варда скончалась в своём доме на 91 году жизни.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑