Пополнение в ЦРБ имени М. А. Шолохова: Александр Бенуа "Азбука"
Пополнение в ЦРБ имени М. А. Шолохова - теперь в библиотеке доступно очень интересное переиздание "Азбуки" Александра Бенуа 1904 года.
Александр Николаевич Бенуа (1870-1960). Художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна. Один из создателей объединения художников и литераторов "Мир искусства".
"Азбука" - первая книга, в которой художник выступил автором, создателем замысла, иллюстратором и оформителем. Работа началась в 1903 году. Книга была задумана и предназначена для сына художника, которому тогда едва исполнилось два года.
Процесс работы над книгой можно проследить по сохранившемуся альбому с подготовительными рисунками (хранится в Государственном Русском музее). Каждая буква получила отдельную страницу, украшенную сказочными сюжетами.
А. Н. Бенуа говорил, что хотел бы выразить в детских книгах "непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость". Всё это есть на страницах "Азбуки".
Предполагалось, что книга выйдет в московском издательстве Иосифа Николаевича Кнëбеля. Но сам Кнëбель предложил выпустить её массовым тиражом в дешёвом полиграфическом исполнении по цене 25, 50 и 75 копеек (так можно было бы заработать много денег). Бенуа отказался.
Он обратился в государственную типографию (одну из лучших на тот момент в Петербурге) - Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа "Капитанская дочка".
В октябре 1904 года "Азбука" получила разрешение цензуры, а полгода спустя, в середине августа - начале сентября 1905 года, поступила в продажу по цене 3 рубля.
Книгу отправили автору в Париж, где Бенуа тогда находился. Художник остался страшно раздосадован книгой, указывал на погрешности.
Читательская реакция была разной: критики обвиняли её в излишней рафинированности, другие же признавали её достоинства.