Руководство для желающих жениться. Взгляд театроведа
6 ноября в 15.00 в Библиотечно-культурном комплексе им. А. В. Молчанова (Ленинский пр., д. 115) в рамках Литературно-театрального фестиваля "Путешествие Маленького принца" прошел Спектакль "Руководство для желающих жениться". Руководитель - Татьяна Балашова.
Лёгкий, как карандашный набросок, спектакль театральной студии "На Счастливой" объединяет Чехова-сатирика и Чехова-драматурга. Классическая чеховская декорация - пара стульев, изящный столик, листы бумаги. Безвременное пространство. На девушках длинные юбки, строгие блузы; на юношах костюмы. Всё это добавляет истории не типизации, но усреднённости, объединения и возможность каждому сыграть всё.
Из зала выбегает девочка. Отглаженная юбка, струящаяся блузка, аккуратная прическа. С её легкого жеста, со взмаха листом бумаги начнётся действие. Калейдоскопом пройдут перед нами этюды, отрывки по чеховским рассказам. Девицы заливаются румянцем, их кавалеры робеют и бледнеют, мужья обманывают верных жён или наоборот. Только всё играет весёлая полечка, без остановки, не давая покоя. И если в первой части ребята с трепетом, нежностью разыгрывают характеры и положения, то дальше, в сокращенной "Чайке", откуда взята лишь линия отношений Кости Треплева и Нины Заречной как творцов, с намеренной холодностью и отстраненностью вокруг двух героев существует единый организм, их окружение.
Ребята теряются - они и критикуют "новые формы", разбрасывая между собой реплики Аркадиной, и вдруг сами повторяют вслед за Ниной знаменитый монолог. Но в финале, в луче света останется одинокий стул, где ещё недавно сидела героиня, признавалась в любви к искусству. Костя Треплев - прямо по тексту - погибнет, Аркадину уведут в другую комнату, склянка с эфиром лопнет. Впрочем, всё это театр. И как легко перед нами блестящей мишурой мелькали незамысловатые сюжеты о любви и браке, так и легким белым крылом чайки мелькнула трагедия. Ведь всё это просто театр, игра.
"Краткость - сестра таланта". В этом вся суть чеховской лаконичности, взятой за основу режиссёром. Но рассеивающееся очарование оставляет за собой недосказанность, недоговорённость. А на мольберте, справа на авансцене, останется портрет Чехова, с грустной усмешкой смотрящий на нас настоящих: "Вот тебе и театр. Занавес, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство".
Автор статьи - Василиса Хапугина, студентка театроведческого факультета РГИСИ.
Фотографии - Александр Закржевский.
Фотоальбом по ссылке ВКонтакте.