Великие педагоги. Лев Выготский "Мышление и речь"
Лев Выготский прожил всего тридцать семь лет, но за недолгую жизнь успел совершить ряд открытий, которые перевернули представление о педагогике и детской психологии. Педагог говорил о том, что обучать, еще не значит развивать. Учеба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребенок скоро сможет решить сам, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого. Выготский отмечал, что игра для ребенка не просто развлечение, а непосредственный источник развития. Автор утверждал, что личность - это не врожденное, а социальное понятие, она формируется в результате культурного развития человека.
В книге семь эссе, которые можно читать последовательно или независимо друг от друга. Выготский исследует развитие мышления и речи в генетическом разрезе, на материале эксперимента, проведенного им самим при участии детей. Большая часть книги посвящена процессу развития понятий. Он рассматривает теории Пиаже и Штерна, приводит основные тезисы исследования речи шимпанзе, раскрывает собственную теорию развития значений слова в детском мышлении.
У мышления и речи разные генетические корни. Существует доречевое мышление и доинтеллектуальная (только эмоции) речь. Единство мысли и речи - речевое мышление. Выготский выделяет несколько стадий в развитии полноценных понятий: синкретическое мышление, комплексное, псевдопонятийное и понятийное. Помимо того, рассматривается эгоцентрическое и социальное мышление, внутренняя и внешняя речь. Книга дает хорошее представление о том, как и чем мыслит ребенок.
Книга "Мышление и речь" есть в фондах Центральной районной библиотеки. Электронная версия доступна в ЛитРес.
Логины и пароли для удаленного доступа в ЛитРес и другие электронные ресурсы библиотеки доступны по ссылке.
