100 лет со дня рождения японского писателя, поэта, драматурга, актёра, модели Юкио Мисимы
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения японского писателя, поэта, драматурга, актёра, модели Юкио Мисимы


14 января 2025 года испонится 100 лет со дня рождения японского писателя, поэта, драматурга, актёра, модели Юкио Мисимы (1925 - 1970).

Японская литература XX века насчитывает много прославленных и значимых имен, но особое место традиционно отводится писателю и драматургу Юкио Мисиме. Библиография автора включает романы "Исповедь маски" и "Золотой храм", которые вошли в классику мировой литературы и благодаря стилю, демонстрировавшему слияние Востока с западной современностью, номинировались на Нобелевскую премию в 1968 году.

Юкио Мисима, которого по-настоящему звали Кимитакэ Хираока, родился 14 января 1925 года в токийском районе Йоцуя, находившемся на месте современного японского города Сидзюку.

Его отец Адзуса Хираоки был крупным правительственным чиновником и высокообразованным интеллигентным человеком, а мать Сидзуэ Хаши происходила из рода любителей литературы, издревле служивших клану Маэда из княжества Кага. У мальчика были бабушки, дедушки, а также младшая сестра Мицуко, которая в 17-летнем возрасте умерла от тифа, и брат Тиюки, появившийся на свет в 1930 году.

В детстве Мисима был разлучен с ровесниками и воспитывался старшим поколением, которых опекали члены династии Арисугава, бывшие наследниками младшей ветви японского императорского рода.

Только в 12-летнем возрасте Юкио переехал в дом родителей. Отец, испытывавший страсть к военной дисциплине, не допускал увлечения гуманитарными предметами и регулярно делал набеги на детскую в поисках сочинений и литературы.

Мать, напротив, оберегала Мисиму от агрессии мужа и первой читала новые произведения сына, написанные по ночам и в перерывах между уроками в школе и лекциями в университете. Именно творчество давало юноше силы для учебы, и он оказался в числе студентов, получивших возможность сделать блестящую карьеру в Министерстве финансов, которая через год закончилась при полном согласии внезапно смягчившегося отца.

В 1945 году, после капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны, Мисима полностью посвятил себя творческой деятельности и начал сочинять короткие пьесы, стихи и эссе. В 1946 году Юкио завершил работу над дебютным романом "Воры" и попал в ряды знаменитых писателей, живших на Востоке в сложный послевоенный период.

Полученный статус закрепился после выхода полуавтобиографической книги "Исповедь маски". Благодаря несвойственным для Японии темам и стилю Мисима в одночасье стал популярным. Его произведения начали издавать за рубежом.

Став ведущим представителем японской литературы, Мисима решил познакомиться с другими странами и в качестве сотрудника токийской газеты отправился в путешествие, которое частично отразилось в романе "Шум прибоя", основанном на древнегреческой легенде о Дафнисе и Хлое. Под влиянием немецкого интеллектуала Томаса Манна и азиатского эстета Мори Огая автор начал наблюдать за окружающими событиями и сочинил роман "Золотой храм".

В числе написанного им в конце 1950-х - начале 1960-х годов романы и повести "После банкета" (1960), "Красивая звезда" (1962), "Шёлк и проницательность" (1964), новеллы "Сэмбэй за десять тысяч иен" (1960), "Патриотизм" (1961), "Меч" (1963), пьесы "Розы и пираты" (1958), "Тропические деревья" (1960), "Кото радости" (1963) и другие сочинения.

Писателю было трудно принять противоречивые отзывы критиков и публики. Это случилось из-за того, что в конце 1950-х - начале 1960-х годов Мисима увлекся политикой и в сдержанной форме протестовал против радикалов.

Благодаря разгромным статьям, опубликованным в Японии, имя Юкио стало знакомо европейской и американской публике, что гарантировало успех задуманной тетралогии "Море изобилия", состоявшей из романов "Весенний снег", "Несущие кони", "Храм на рассвете" и "Падение ангела". Это привело и к нескольким номинациям на Нобелевскую премию по литературе, проигранным гватемальскому коллеге Мигелю Астуриасу и собственному учителю Ясунари Кавабате.

Творческая и неутомимая натура писателя требовала того, чтобы рядом с ним находилась женщина, понимающая и близкая по характеру и духу, поэтому Мисима сочетался браком только в 1958 году. Ёко Сугияма идеально подходила мужчине по всем параметрам, поскольку была не далека от искусства и являлась дочерью популярного японского художника.

Семья оказалась прочной, и благодаря стабильному доходу Юкио с женой и двумя детьми построил имение в викторианском стиле и обосновался под его крышей на долгие 12 лет.

В 1968 году вышла пьеса "Мой друг Гитлер".

К концу жизни Мисима с головой окунулся в политику и стал заклятым врагом ультралевых и националистов за приверженность самурайскому кодексу Бусидо и основание военной организации "Татэ-но кай" ("Общество щита").

25 ноября 1970-го самые фанатичные члены предприняли попытку государственного переворота, провал которой заставил писателя исполнить древний ритуал харакири, завершившийся смертью по причине колотой раны в животе. Помощники, присутствовавшие рядом с Юкио, должны были предотвратить агонию самоубийцы и отрубить ему голову, но, по словам очевидцев, сделать это удалось лишь с 3-го раза.

Таким образом, писателю не удалось показать миру красоту самурайской смерти, а остаться человеком, который, согласно цитате, угодил в ловушку противопоставления и навсегда остался неизлечимым.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑