160 лет со дня рождения русского писателя, драматурга и публициста Евгения Чирикова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

160 лет со дня рождения русского писателя, драматурга и публициста Евгения Чирикова


5 августа 2024 года исполняется 160 лет со дня рождения русского писателя, драматурга и публициста Евгения Николаевича Чирикова (1864 - 1932).

Родился 5 августа 1864 года в Казани в семье отставного армейского офицера, потомственного дворянина. Служба отца вынуждала семью кочевать по селам и городкам Казанской и Симбирской губерний. После окончания гимназии в 1883 году Евгений Чириков поступил в Казанский университет на юридический факультет, а через год перевелся на математический.

4 декабря 1887 года студент 4-го курса Чириков был арестован, как один из главных зачинщиков студенческой сходки, исключен из Казанского университета и выслан в Нижний Новгород без права проживания в университетских городах. Здесь за публичное чтение сочиненной им антимонархической "Оды императору Александру III" его повторно арестовали, и несколько месяцев он провел в нижегородской тюрьме. В заключении Чириков написал 10 статей и рассказов, а также первую повесть "Капрал" для казанской газеты "Волжский вестник", в которой печатался с 1885 года.

Началом своей литературной деятельности Чириков считал 1886 год - тогда газете "Волжский вестник" был опубликован его рассказ "Рыжий".

По решению суда Чирикова сослали на три года в Царицын. Здесь он познакомился с Алексеем Пешковым (будущим писателем М. Горьким), служившим весовщиком на железной дороге. Вскоре Чирикова отправили в Астрахань отбывать оставшийся срок ссылки. Там он встретился с Н. Г. Чернышевским, который, прочитав очерк "Свинья", отметил литературное дарование автора. Чириков регулярно публиковал свои произведения в газетах "Астраханский вестник", "Астраханский листок", "Волжский вестник".

В начале 1892 года Чириков вновь был арестован, перевезен в Казань и проходил по делу молодых последователей "Народной воли". Его осудили за укрывательство народовольца М. В. Сабунаева и поместили на четыре месяца в казанскую тюрьму. После освобождения ему разрешили проживать в Казани при условии "жить без вмешательства в политику". Он продолжал активно печататься в "Волжском вестнике", стал секретарем этой газеты. Только за один 1892 год он напечатал здесь 40 стихотворений, фельетонов и рассказов.

В Казани в личной жизни писателя произошло знаменательное событие: он обвенчался с будущей актрисой Валентиной Георгиевной Григорьевой (сценический псевдоним Иолшина; 1875-1966), ставшей его верной спутницей. Ее брат Михаил Григорьев был одним из основателей первого марксистского кружка в Нижнем Новгороде и марксистских организаций в Самаре.

Чириков с семьей в 1893 году переселился в Алатырь, где получил должность счетовода на строящейся ветке железной дороги. В 1894 году семья переехала в Самару. Чириков сотрудничал с "Самарской газетой". Здесь он вновь встретился с М. Горьким, с которым у него установились дружеские и творческие отношения на долгие годы. В 1895 году Чириков перебрался в Минск, где получил должность в управлении Южной железной дороги. В этот период он активно общался с писателем А. Е. Богдановичем.

С 1893 году Чириков начал печататься в столичных журналах: "Вестник Европы", "Русской богатство", "Новое слово", "Жизнь", "Мир Божий", "Русская мысль", "Северный вестник". По рекомендации Н. Г. Михайловского журнал "Русское богатство" (1894, № 7) опубликовал его рассказ "Gaudeamus igitur". Широкий общественный резонанс вызвали повести "Инвалиды" и "Чужестранцы", рассказ "В отставку", в которых писатель отразил психологию интеллигенции в момент перехода от народнических теорий к марксистским.

Продолжая традиции Н. В. Успенского, Ф. М. Решетникова, А. И. Левитова, Чириков писал о жизни задавленного беспросветной нуждой русского крестьянства ("В лесу", 1896; "Хлеб везут", 1898). Героями его прозы ("Блудный сын",1899; "На поруках", 1904) становятся "бывшие студенты", исключенные из университета за "политику", побывавшие в ссылке. С особой теплотой писатель изображает женщин, сохраняющих жажду осмысленной жизни, стремящихся вырваться из пут мещанства ("Именинница", "Фауст", оба - 1900; "Марька из Ям", 1904).

Чириков вместе с М. Горьким в 1896 году был приглашен редакцией газеты "Нижегородский листок" для освещения работы Всероссийской художественно-промышленной выставки и театральной жизни Нижнего Новгорода. В журнале "Жизнь" в 1898 году писатель вел постоянный раздел "Провинциальные картинки". В них удачно сочетались - знание уездной жизни, наблюдательность и авторская ирония. Для многих начинающих журналистов они стали "образцом провинциального обозрения".

В 1901 году большая семья Чирикова (у него было четверо детей) переселилась в Ярославль, а в 1902 году (уже с 5-ью детьми) переехала в Нижний Новгород. Осенью 1904 годв писателю удалось осуществить свою мечту - после многолетних скитаний по провинции он смог поселиться в Москве.

В начале 1900-х годов М. Горький привлек Чирикова в числе других авторов к работе в издательстве "Знание", оно напечатало его произведения в сборниках, выпустило три его книги, а затем восьмитомное собрание его сочинений (1903-1909), куда вошли рассказы, повести и пьесы. В этот период Чириков примкнул к литературному кружку Н. Д. Телешова "Среда", объединившему наиболее известных, влиятельных и демократически настроенных русских писателей.

Революционные события в России оказали на творчество Чирикова значительное влияние, вызвали к жизни ряд газетных и журнальных статей, очерк "В сахарном королевстве", повесть "Мятежники" (1905), его "общественные драмы". Сам же ход революционных событий, в которых писатель принял непосредственное участие как член Всероссийского Крестьянского союза, развеял последние иллюзии бывшего народника, испытавшего затем увлечение марксистскими идеями, заставил его отказаться от поддержки крайних политических сил. Осознав опасность радикализма, писатель в дальнейшем стремился противостоять насилию в любых его проявлениях.

Драма "Мужики" ("картины деревенской жизни") была написана в сентябре-октябре 1905 года по горячим следам крестьянских волнений в Черниговской губернии. Ознакомившись с фактами на месте, выступив на судебном процессе в защиту крестьян, громивших сахарный завод братьев Терещенко, Чириков создал пьесу, в которой современники ощутили живое дыхание недавних событий. Вслед за М. Горьким (пьесы "Дачники" и "Дети солнца") и Л. Н. Андреева ("К звездам"), Чириков в "Мужиках" поставил злободневный вопрос о судьбах русской интеллигенции в революции. Стремясь отобразить эпоху в ее исторической конкретности, Чириков своим произведением иллюстрировал тезис: между народом и интеллигенцией лежит пропасть недопонимания.

В 1905-1911 годах Чириков был одним из самых репертуарных драматургов в России. Его комедии, "общественные драмы", "драматические фантазии", "драмы-сказки" были востребованы столичной и провинциальной публикой. Многие постановки стали значительными явлениями в истории отечественного театра.

К драматургии Чирикова обращались выдающиеся деятели театральной сцены и кинематографа: М. Ф. Багров, М. К. Заньковецкая, Е. П. Карпов, В. В. Лужский, К. А. Марджанов, Вс. Э. Мейерхольд, А. Н. Назимова, П. Н. Орленев, И. С. Платон, Н. А. Попов, М. Г. Савина, П. В. Самойлов, А. А. Санин, К. С. Станиславский, Л. Б. Яворская.

О постановках пьес Чирикова писали известные театральные обозреватели, литературные и театральные критики: К. И. Арабажин, Ю. Д. Беляев, Б. И. Бентовин, Э. М. Бескин, В. Ф. Боцяновский, В. В. Воровский, А. Г. Горнфельд, Л. Я. Гуревич, И. Н. Игнатов, А. А. Измайлов, В. П. Кранихфельд, А. Р. и И. Р. Кугели, А. В. Луначарский, Н. И. Николаев, Э. А. Старк, Ф. В. Трозинер, В. А. Чаговец, Н. Е. Эфрос, П. М. Ярцев.

В марте 1906 года Чириков был арестован за участие в съезде Всероссийского Крестьянского союза. После освобождения на него было совершено покушение черносотенцами. Писатель некоторое время скрывался в Финляндии, а в 1907 году поселился в Петербурге.

В 1907 году из-за идейных и личных расхождений с М. Горьким Чириков (а он был не только автором, но и пайщиком "Знания") принял решение уйти из издательства "Знание" и начал сотрудничать в альманахах "Шиповник", "Земля", печатался в журналах "Вестник Европы" и "Современный мир". В этот период он обратился к новым художественным формам - создал символико-аллегорические драмы "Красные огни" и "Легенда старого замка" (обе - 1907 г.), написанные под сильным влиянием драматургии Л. Н. Андреева; написал цикл рассказов на религиозные сюжеты ("Искушение", "Девьи горы" и др.) и драму-сказку "Лесные тайны" (1911).

В произведениях 1910-х годов писатель вернулся к прежней художественной манере. Своеобразным "документом эпохи" стала тетралогия Чирикова "Жизнь Тарханова", в которую вошли романы "Юность", "Изгнание", "Возвращение" и "Семья" (последний роман был впервые напечатан в Берлине в 1924 году). Как и в сборниках рассказов "Цветы воспоминаний" (1912), "Ранние всходы" (1913), "Волжские сказки" (1916), тетралогия, созданная по воспоминаниям о юношеских годах, воспроизводила эпизоды из жизни русской интеллигенции последних десятилетий XIX века.

В начале 1910-х годов "Московское книгоиздательство" приступило к выпуску 17-томного собрания сочинений писателя, некоторые тома выдержали до 6 и 7 изданий.

В октябре 1912 года Чириков по заданию газеты "Киевская мысль" отправился в Болгарию и освещал события Первой Балканской войны. Затем выпустил книгу "Поездка на Балканы. Заметки военного корреспондента" (1913). В период Первой мировой войны Чириков как военный корреспондент газеты "Русское слово" был приписан к передвижному санитарному отряду. Его корреспонденции (1914-1915) вошли в книгу рассказов и очерков "Эхо войны" (1915, 2-е изд. 1916).

Чириков приветствовал Февральскую революцию, но резко осудил последовавшие после Октября действия новой власти. Его публичные выступления и газетные статьи были направлены против подавления демократии и жестокости большевистского террора. Изгнание стало для него единственным возможным спасением от гибели.

В 1918 году Чириков уехал в Ростов-на-Дону, где возглавил литературный отдел ОСВАГа, затем перебрался в Крым. В ноябре 1920 года он выехал из Севастополя в Константинополь, в начале 1921 года прибыл в Софию, в конце сентября приехал в Чехословакию и поселился в Праге.

В Чехословакии писатель приобрел популярность задолго до переезда туда: многие произведения были переведены на чешский язык и изданы, пользовались успехом у читателей.

Вместе с писателем Вас. И. Немировичем-Данченко Чириков возглавил русскую колонию, был первым председателем правления Комитета по улучшению быта русских писателей и журналистов, проживающих в Чехословакии. Он регулярно выступал с лекциями о русских писателях и с чтением своих произведений в Праге и Белграде.

В Чехословакии Чириков регулярно публиковал фельетоны на злободневные общественные и политические темы, написал три романа: "Зверь из бездны" (1923), "Мой роман. Записки беженца" (1926), семейно-историческую хронику "Отчий дом" (1929-1931) и 35 рассказов, которые вошли в сборники: "Красный паяц: Повести страшных лет" (Берлин, 1928), книги рассказов "Девичьи слезы" (Париж, 1927), "Между небом и землей" (Париж, 1927), "Вечерний звон. Повести о любви" (Белград, 1932).

Роман "Зверь из бездны" (был издан на чешском языке дважды - в 1924, 1925 и на русском языке с подзаголовком "Поэма страшных лет" - Прага, 1926) вызвал особый читательский интерес и бурную полемику на страницах эмигрантских изданий. Роман о судьбах двух братьев в кровавых перипетиях гражданской войны, которая разрушила родственные связи, перевернула все представления об общечеловеческих ценностях, вызвал нападки на писателя.

В 1928 году Чириков завершил работу над рукописью воспоминаний "На путях жизни и творчества".

Популярность Чирикова вышла далеко за пределы России и Чехословакии. Его произведения были переведены на датский, испанский, литовский, немецкий, польский, финский, французский, шведский и китайский языки. Его пьесы ставились в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, США.

Е. Н. Чириков скончался 18 января 1932 года в Праге.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑