250 лет со дня рождения немецкого живописца и графика, пейзажиста Каспара Давида Фридриха
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

250 лет со дня рождения немецкого живописца и графика, пейзажиста Каспара Давида Фридриха


5 сентября 2024 года исполняется 250 лет со дня рождения немецкого живописца и графика, пейзажиста Каспара Давида Фридриха (1774 - 1840).

Один из ключевых европейских художников XIX века; вместе со своим другом Филиппом Отто Рунге - крупнейший представитель раннего немецкого романтизма, лидер кружка так называемых дрезденских романтиков.

Родился 5 сентября 1774 года в семье мыловара Адольфа Готлиба Фридриха и его жены Софии Доротеи в университетском городке Грайфсвальд на балтийском берегу Шведской Померании. Был шестым из десяти детей, воспитывался в строгих лютеранских устоях. В молодости лишился большинства родственников - в 1781 году от тифа умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.

В 1790 году получил первые уроки рисования. Через своего учителя познакомился с теологом Людвигом Козегартеном и творчеством живописца Адама Эльсхаймера, что оказало на него существенное влияние. Также обучался литературе и эстетике у Томаса Турильда.

В 1794-1798 годах Фридрих обучался изобразительному искусству в престижной Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене, где занимался у Кристиана Августа Лоренцена и Енса Юля. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене в 1798 году, создавая гравюры, офорты и ксилографию.

Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л. Тика, Новалиса, Г. фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 - с В. А. Жуковским (оказывавшим ему поддержку, как и еще один российский источник - великий князь Николай Павлович, посетивший его студию в 1820); был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.

В поисках мотивов с 1801 года неоднократно приезжал на остров Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; также посещал Богемию и горы Крконоше в частности; часто бывал в родном Грайфсвальде.

До 1807 года работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 году к живописцу пришёл публичный успех (ещё в 1805 году он победил на конкурсе "Друг искусства", организованном Иоганном Вольфгангом Гёте). Великий немецкий поэт по достоинству оценил его творчество и ввёл в художественные круги Германии.

Уже в ранних картинах: "Могила великана в снегу" (1807), "Теченский алтарь", или "Крест в горах" (1808), "Монах у моря" (1808-1810), "Аббатство в дубовом лесу" (1809-1810), "Утро в Исполиновых горах (1810-1811)  определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.

Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи "…не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев…. но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов". Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее. Один из характерных для Фридриха приёмов - приём перенесения зрителя в пространство картины. Фигура часто изображается обращённой к ландшафту, заворожённо погружённой в созерцание, так что зритель получает здесь своеобразную "точку вхождения" в бесконечный мир.

В своём программном произведении "Этапы жизни" Каспар Давид Фридрих изобразил человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии. Другая из наиболее популярных его картин, известная как "Море льда, или Крушение "Надежды" во льдах" (1823-1824), создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

Среди других известных картин мастера - "Могила Гуттена" (1815), "На паруснике" (1818), "Странник над морем тумана" (1818), "Двое созерцающих луну" (1819-1820), "Восход луны над морем", "Женщина у окна" (обе работы - 1822). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков "Французский стрелок в еловом лесу"  (1812) - с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермайера ("Отдых в день нового урожая", 1823, не сохранилась).

С 1824 года был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчёркивающие необходимость сочетания верности натуре ("душе природы") с внутренней духовной интуицией, которую считал "божественным глаголом" в сердце.

В 1835 году художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Он скончался в бедности в Дрездене, практически забытый в художественных кругах и оставленный даже своими учениками. Его творчество вновь было открыто в 1890-е годы, когда его стал популяризировать норвежский искусствовед Андреас Ауберт.

На определённый период забытое искусство Фридриха вновь привлекло внимание в XX веке, начиная с эпохи сюрреализма. Предпринимались попытки обоснования роли Фридриха в возникновении абстрактной живописи. Франческо Арканджелли находил общие позиции в планировке картин немецкого художника и Пита Мондриана, а Роберт Розенблюм сравнивал "Монаха на берегу" Фридриха и "Зелёное на синем" (1956) Марко Ротко.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑