110 лет со дня рождения аргентинского прозаика и поэта, переводчика, педагога Хулио Кортасара
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения аргентинского прозаика и поэта, переводчика, педагога Хулио Кортасара


26 августа 2024 года исполняется 110 лет со дня рождения аргентинского прозаика и поэта, переводчика, педагога Хулио Кортасара (1914 - 1984).

Настоящее имя - Жюль Флоренсио Кортасар. Родился 26 августа 1914 года в Брюсселе в семье сотрудника аргентинского торгового представительства. Семья Кортасаров была гражданами Аргентины, не участвовавшей в Первой мировой войне, они смогли проехать через Швейцарию, а затем добраться до Барселоны, где прожили полтора года. Когда Хулио было четыре года, его семья вернулась на родину, где он провел остаток своего детства. Отец бросил семью, мать осталась одна с двумя детьми.

Кортасар был болезненным ребенком, большую часть детства провел в постели, единственной радостью были многочисленные книги. Мать сама выбирала для сына литературу, любимым автором мальчика стал Жюль Верн.

Окончив школу, писатель поступил на литературно-философский факультет столичного университета, но из-за отсутствия средств через год оставил учёбу и семь лет проработал сельским учителем. В 1944 году он стал преподавать в университете в Мендосе. Участвовал в антиперонистских выступлениях аргентинской интеллигенции и был вынужден оставить педагогическую деятельность.

В 1946 году Кортасар вернулся в Буэнос-Айрес и стал работать служащим в Книжной палате. Получив в 1951 году литературную стипендию, он уехал в Европу, где до конца дней жил в Париже, долгие годы работал переводчиком при ЮНЕСКО.

Начал писать очень рано, в 1938 году дебютировал как поэт-символист сборником сонетов "Присутствие". Стихи продолжал сочинять на протяжении всей жизни, но не публиковал их; посмертно была издана лирическая книга "Только сумерки" (1984), куда вошли стихи и поэмы, созданные от начала 1950-х до 1983 года.

В 1949 году опубликовал пьесу "Лос Рейес", основанную на мифе о Тесее и Минотавре.

Первый рассказ "Захваченный дом" был напечатан в 1946 году в журнале, издаваемом Борхесом, которого Кортасар считал своим наставником. Уже на начальном этапе творчества проявилась склонность Кортасара к своеобразному сочетанию реальности с фантастикой, ориентация на поражающую восприятие неожиданность. Ничем не примечательная и внешне устойчивая обыденность начинала расшатываться под воздействием таинственных, враждебных сил, агрессия ирреальности порождала неясное беспокойство, предчувствие опасности - романы "Экзамен" (написанный в 1945 году, увидел свет только в 1986 году), "Выигрыши" (1960), сборники рассказов "Бестиарий" (1951), "Конец игры" (1956-1964). Фантастический вымысел позволял предположить сомнительность и условность устоявшихся представлений об окружающем, ощутить призрачность и хрупкость привычных соотношений между элементами реальности. По мотивам новеллы "Слюни дьявола" Микеладжело Антониони поставил нашумевший артхаусный фильм "Фотоувеличение" (1966).

С годами своеобразный кортасаровский способ передачи фантастического допущения видоизменился, иррациональность происходящего не всегда была обусловлена вмешательством силы "извне", нередко непривычное, неожиданное зарождалось во внутреннем пространстве самого человека.

Кортасар - признанный мастер новеллы, автор сборников "Жизнь хронопов и фамов" (1962), "Все огни - огонь" (1966), "Тот, кто здесь бродит" (1977), "Некто Лукас" (1979), "Мы так любим Гленду" (1980), "Вне времени" (1982) и др. - с большим вниманием относился к этому жанру, полагая, что "роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом". Его рассказы - развернутые метафоры, их отличают концентрированная атмосфера повествования, напряженная пульсация внутреннего ритма, отшлифованность словесного материала.

После написанных исключительно на аргентинском материале "Экзамена" и "Выигрышей" в зрелый период творчества созданы "Игра в классики" (1963), "62. Модель для сборки" (1968); героями этих произведении являлись не только аргентинцы, но и французы, англичане, датчане. В центре внимания автора - современные социальные, психологические, нравственные проблемы, речь ведется об отношении к миру и другим людям, к власти, о самостоятельности и свободе, об эгоизме и долге, доброте и любви, но зачастую это предстает в сугубо метафоризированных вариантах. Жизнь его героев протекает в чисто кортасаровском интеллектуальном пространстве - это группы близких по духу и образу мыслей людей, которые стремятся своим повседневным существованием опровергать существующий миропорядок с его условностями и стандартами, не желающих вести благопристойный образ жизни.

В последние годы жизни Хулио Кортасар страдал от лейкемии, скончался в Париже 12 февраля 1984 года.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑