120 лет со дня рождения театрального и кинорежиссёра, художника, сценариста, педагога, теоретика кино Сергея Иосифовича Юткевича
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения театрального и кинорежиссёра, художника, сценариста, педагога, теоретика кино Сергея Иосифовича Юткевича


28 декабря 2024 года исполнится 120 лет со дня рождения театрального и кинорежиссёра, художника, сценариста, педагога, теоретика кино Сергея Иосифовича Юткевича (1904 - 1985).

Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-технолога Иосифа Ивановича Юткевича и Наталии Михайловны Юткевич (в девичестве Лавровой), дворянки, выпускницы историко-филологического отделения Высших бестужевских курсов, переехавших в столицу из Вильны.

Октябрьская революция застала их на отдыхе в Славянске, откуда семья переехала в Харьков и позже - в Киев. В Харькове Юткевич учился живописи у Эдуарда Штейнберга, в Киеве сдружился с Григорием Козинцевым и Алексеем Каплером.

В годы Гражданской войны работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя. В 1921-1923 годах учился в Государственных высших режиссёрских мастерских и ВХУТЕМАСе. Параллельно работал в Мастерской Фоггерта, где совместно с Сергеем Эйзенштейном оформил ряд спектаклей, включая "Вечер театральных пародий" и "Хорошее отношение к лошадям" Владимира Масса (1921), а также осуществил постановку "Спектакля шарлатанов" Г. С. Геллета (1922).

В 1922 году вместе с Григорием Козинцевым, Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким выпустил манифест "Эксцентризм", ставший теоретической платформой для Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). В течение двух лет как художник и режиссёр ставил эстрадные номера и скетчи на злободневные политические и социальные темы в живых газетах "Смычка" и "Синяя блуза".

С 1924 года работал в кино. Был художником на фильмах Абрама Роома "Предатель" (1926) и "Третья Мещанская" (1927), в 1926 году возглавил собственный Экспериментальный киноколлектив (ЭККЮ). В 1928 году по завершении собственного фильма "Кружева" обвинён в формализме и изгнан с московской фабрики "Совкино". Перебравшись в Ленинград, работал на ленинградской кинофабрике "Совкино" (впоследствии - "Ленфильм"). Один из тех, кто безоговорочно принял появление звука в начале 1930-х годов.

В конце 1934 года группой начинающих ленинградских кинематографистов, актёров и композиторов, среди которых были Арнштам, Гарин, Локшина, Тенин, Бернес, Шостакович, Гольц и многие другие, была создана "Первая художественная мастерская", возглавить которую предложили Юткевичу. Под художественным руководством Юткевича силами мастерской были сняты: "Подруги" (1935), "Женитьба", "Тайга золотая" и "Шахтёры" (1937).

В 1938 году Юткевич обратился к теме "ленинианы", впоследствии ставшей ведущей в его творчестве.

Начал преподавать в 1929 году. В 1938-1941 годах, перебравшись в Москву, заведовал кафедрой актёрского мастерства ВГИКа (с 1940 года - профессор). В дальнейшем, вплоть до конца 1960-х годов, неоднократно набирал режиссёрские мастерские.

В 1938-1944 годах был художественным руководителем киностудии "Союздетфильм". В 1939-1946 годах занимал должность главного режиссёра "Ансамбля песни и пляски НКВД". Благодаря этому именно с его подачи были возвращены в Москву ссыльные Михаил Вольпин и Николай Эрдман.

В 1949 году стал одной из жертв борьбы с космополитами.

В 1956 году Юткевич поставил фильм "Отелло" c Сергеем Бондарчуком в заглавной роли. Эта работа была отмечена призом за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 1956 года. С фильмом "Ленин в Польше" Юткевич повторил этот успех на Каннском кинофестивале 1966 года.

Как художник и режиссёр поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах. В 1960-1965 годах был главным режиссёром Студенческого театра МГУ.

В 1960-1970-е годы Юткевич вновь обращался к творчеству Владимира Маяковского, совместно с Анатолием Карановичем поставив два экспериментальных мультфильма: "Баня" (1962) и "Маяковский смеётся" (1975). В них режиссёры использовали метод киноколлажа, совместив кукольную и рисованную мультипликацию с актёрской игрой, чтобы перенести на экран драматургию и киносценарий поэта "Позабудь про камни". В 1967 году совместно с Н. И. Клейманом реконструировал в фотографиях фильм "Бежин луг" (1935) Сергея Эйзенштейна, а в 1968 году - фильм "Барышня и хулиган" (1918) с участием Маяковского.

Преподавал с первого набора на режиссёрском отделении Высших режиссёрских курсов в 1963 году. Председатель жюри V Московского международного кинофестиваля в 1967 году. Был изначально причастен к созданию Киноцентра с пространством музея кино внутри.

Работая в Институте истории искусств (1947-1949, 1956-1973) и ВНИИ киноискусства (1974-1985), написал ряд монографий на материале советского и зарубежного киноискусства ("Контрапункт режиссёра", 1960; "Шекспир в кино", 1973; "Модели политического кино", 1978). В качестве главного редактора участвовал в создании "Кинословаря в двух томах" (1966-1970), в 1987 году переизданного в виде однотомника "Кино. Энциклопедический словарь".

Сергей Юткевич скончался 23 апреля 1985 года в Москве.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑