130 лет со дня рождения американской танцовщицы и хореографа Марты Грэм
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

130 лет со дня рождения американской танцовщицы и хореографа Марты Грэм


11 мая 2024 года исполнится 130 лет со дня рождения американской танцовщицы и хореографа, создательницы труппы, школы и танцевальной техники своего имени, выдающегося деятеля хореографии США Марты Грэм (1894 - 1991).

В 1998 году журнал Time назвал ее танцовщицей века, если чуть длиннее - она одна из основоположниц танца модерн в США, по чьей карьере вполне можно изучать историю XX столетия: она пришла в профессию в середине 1910-х и продолжала танцевать вплоть до своей смерти в 1991 году. Друзья называли ее "Пикассо от танца", журналисты сравнивали с Игорем Стравинским и Фрэнком Райтом - и действительно, Грэм принадлежала к великой плеяде междисциплинарных художников - благодаря ей танец модерн оформился как художественное направление и получил социальный и политический подтекст.

Родившаяся в достаточно консервативной семье (ее родители исповедовали пресвитерианство), она пришла в танец, когда профессиональные балерины достигают своего пика - после двадцати. Впрочем, заниматься классическим балетом она и не собиралась. Она была впечатлена работой своего отца - тот был врачом и лечил нервные расстройства с помощью физической терапии, - и хотела заниматься чем-то подобным, но в области искусства.

В середине 1910-х годов она поступила в школу Денишоун в Лос-Анджелесе, основанную пионеркой свободного танца Рут Сен-Дени - та вместе с Айседорой Дункан в то время реформировала академический танец.

В школе Сен-Дени Грэм начала формулировать основы своего стиля. Выяснив, что даже максимально прогрессивная школа ей не подходит, Грэм захотела очистить танец от классических гендерных ролей, которые еще присутствовали у Сен-Дени, а заодно найти возможность отказаться от канонических античных сюжетов, а потом и от сюжетов вовсе. Танец Грэм - это попытка воплощения чистых идей и эмоций, а не обстоятельств.

После выпуска из Денишоун Грэм некоторое время преподает в танцевальных школах, но быстро становится понятно, что все они ей "малы".

В 1926 году из своих учениц она собирает первый состав труппы "Martha Graham Dance", в которую до 1938 года входили исключительно женщины. Поначалу они репетируют в маленьких нью-йоркских студиях, но скоро о них начинает говорить весь город - и в 1930 году Грэм становится первым хореографом, получившим Гуггенхаймовскую стипендию, в народе известную как "стипендия гения". Случившееся сигнализировало - современный танец больше не считается развлечением, это серьезная дисциплина и отношение к ней у просвещенной публики соответствующее. На деньги фонда труппа сняла постоянное помещение в Нью-Йорке, которое потом станет "Центром современного танца Марты Грэм".

Техника, которую разрабатывала Грэм и которая с тех пор стала базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков, стояла на трех китах - "эмоции", "энергии" и "движения". Грэм не интересовали сюжеты как таковые, она изучала психофизику танца.

Параллельно с этим она занималась самой что ни на есть активистской работой. Она была первым хореографом, которая регулярно нанимала как азиатских, так и афроамериканских танцовщиков. Смотреть постановки своей "Martha Graham Dance Company" она лично приглашала студенток Спелман-колледжа, одного из старейших частных колледжей в США для чернокожих девушек (там она преподавала в 1930-х годах) - в театр их тогда пытались не пускать, но Грэм пригрозила отменой спектаклей.

За свою карьеру Грэм поставила более 150 спектаклей и уже в зрелом возрасте все-таки вернулась к классическим сюжетам - но только для того, чтобы заново их рассказать. Грэм ставила спектакли, посвященные Медее, Федре, Жанне д’Арк и Эмили Дикинсон. Даже ее "Эдип" был посвящен не заглавному герою, а его матери Иокасте. "Ночное путешествие", поставленное по трагедии Софокла, вышло в 1947 году и было размышлением о незавидном положении женщин внутри традиционных обществ - спустя два года выйдет "Второй пол" Симоны де Бовуар - в некотором смысле литературная версия спектакля Грэм.

Среди ее соавторов - скульптор Исаму Ногути, который делал для нее декорации, модельеры Рой Холстон, Донна Каран и Кельвин Кляйн. Ее студия была тренировочной площадкой для целой плеяды звездных хореографов - Мерса Каннингема, Пола Тейлора и Твайлы Тарп, она работала с Марго Фонтейн, Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым, учитала сцендвижению Бетт Дейвис, Кирка Дугласа, Лайзу Миннелли, Джоан Вудворд и даже Мадонну. А музыку для нее писали Сэмюэл Барбер, Уильям Шуман и Джан Карло Менотти.

Среди ее источников вдохновения - и живопись американского реализма, и позже - абстрактный экспрессионизм, и искусство коренных народов Америки.

В 1987 году в Нью-Йорке состоялся гала-концерт в честь Марты Грэм с участием звёзд балета Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова, которые исполнили её "Весну в Аппалачах" (1944), и Майи Плисецкой, выступившей в номере Рут Сен-Дени "Фимиам" (1906).

Эксперименты на поле танца и моды и неповторимый стиль Грэм продолжают вдохновлять поклонников и после ее смерти.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑