И чистой юности рассвет…
18 ноября в 18.00 в ГБОУ СОШ №27 им. И. А. Бунина (10-линия В.О., д. 1/15, лит. А) в конкурсной программе Литературно-театрального фестиваля "Путешествие Маленького принца" прошел спектакль "И чистой юности рассвет…" Режиссер и педагог - Виктория Воробьева.
С какой стороны не посмотри, спектакль сделан хорошо. И всё в нём, от кончиков туфель каждой из девяти героинь, до текста, соединенного с движением и танцем, продумано и доведено до конца.
Литературная основа постановки - рассказы Лидии Чарской, очень популярной в начале ХХ века деткой писательницы. Согласно проведённым в то время опросам дети среднего возраста при выборе книг в библиотеке ставили Чарскую на третье место после Гоголя и Пушкина.
Секрет популярности прост - любимая тема в творчестве Лидии Алексеевны это, как бы мы сейчас сказали, школьная жизнь. Новенькая ученица в классе, ужас перед невыученным уроком, в первый раз родившиеся стихи, невозможность сохранить тайну от подруги - все эти хорошо знакомые сюжеты легли в основу постановки Школы-Студии-Театра "Перевоплощение" из Школы № 27 имени И. А. Бунина. И вот по воле режиссёра мы вместе с актёрами театра переносимся в одну из женских гимназий Петербурга прошлого века.
Спектакль, поставленный режиссёром и педагогом Викторией Воробьёвой, определённым образом закольцован: он начинается с общей фотографии, для которой героини выстраиваются перед невидимой камерой, и завершается ещё одним снимком, теперь уже выпускного гимназического класса. Между этими условными точками сценического пространства и разворачивается действие.
Истории, рассказанные со сцены гимназистками, постоянно заставляют работать воображение зрителей. Вот мы вместе с Дарьей, только что приехавшей из деревни, идём по большому красивому городу. А вот вместе с Наташей, чем-то похожей на любимую героиню романа Льва Толстого, разглядываем себя в зеркало в богатом отцовском доме. Мы наслаждаемся воздухом петербургских улиц, мысленно сопровождая получившую "двойку" Манечку, и ищем кому бы в гимназии доверить свою тайну с хрупкой и поэтически настроенной Неточкой…
При этом в спектакле нет декораций. Вообще. Только чёрный кабинет и девушки в строгих платьях с белыми передниками. Находясь на сцене в постоянном движении, они словно "рисуют" на чёрном фоне стен картины своей школьной жизни. А класс целиком, и это особенно хорошо видно в первой сцене спектакля, выступает как нечто единое, как коллективное бессознательное, то одобряя, то отвергая новую ученицу или идею, или ситуацию.
Спектакль во многом получился благодаря точной пластике, отлаженным движениям и танцам. Хочется отметить интересную работу хореографа и педагога Елены Шакировой. Благодаря ей действие не стоит на месте, одна сцена перетекает в другую, точные пластические решения помогают раскрывать актрисам свои образы, а танцы создают на площадке особую атмосферу.
"И чистой юности рассвет…" - это, конечно, серьёзный успех для театра и большая удача для нашего фестиваля.
Автор статьи - Ирина Иванова.
Фотографии - Александр Закржевский.