Все мысли о шинели
5 декабря в 15.50 в Библиотечно-культурном комплексе им. А. В. Молчанова (Ленинский пр., д. 115) в конкурсной программе Литературно-театрального фестиваля "Путешествие Маленького принца" прошел онлайн-показ спектакля "Шинель".
Языком современного театра рассказывает нам историю Акакия Акакиевича и его шинели Детский театр "Перекресток" из Кузбасса. Спектакль по повести Николая Васильевича Гоголя поставила руководитель коллектива, режиссёр Виктория Гарченко. Две краски - чёрная и белая. Две ширмы и куб - вот и все декорации. Классическое музыкальное сопровождение с пронзительным надрывным соло скрипки… Спектакль у театра "Перекрёсток" из Детской школы искусств №19 Кемеровской области получился не только современным, но и очень стильным.
В какой-то момент может показаться, что у этой театральной истории - два главных героя: Акакий Акакиевич и Шинель, но это совсем не так. Потому что Акакий Акакиевич со своей Шинелью составляют одно целое и неделимое, она не просто форменная одежда, обозначающая его принадлежность к классу чиновников. Шинель - это и свидетель всего происходящего, и близкий друг (как она одобряет Акакия, взявшего работу на дом!), и его надежда на новую достойную жизнь с уважением, а не с насмешками коллег по департаменту. Да и появляется Акакий Акакиевич на свет из этой самой шинели! До его чиновничьего рождения мы видим всего лишь свёрток, оказавшийся свёрнутой шинелью, в руках Чиновницы и очень хорошей женщины - его матери. По сценическому действию Акакий Акакиевич как душа наполняет Шинель жизнью, а по ходу пьесы Шинель становится и его душой, и жизненной силой. Неудивительно, что, лишившись её поздним вечером на тёмных улицах Петербурга и не имея никакой возможности вернуть, Акакий Акакиевич стремительно заболевает и умирает.
Эту грустную и очень трогательную историю нам вместе с героем рассказывает хор. Артисты хора постоянно создают и меняют образы: люди на крестинах, коллеги-чиновники, ветер в подворотне… Хор многолик и пластичен. Из его сценического вихря перед нами время от времени возникают, то портной с новой шинелью для героя, то Значительное лицо, отказавшееся помогать бедному чиновнику… А ведь вместе с шинелью Акакий Акакиевич потерял весь смысл своего существования!
Зритель Акакию Акакиевичу, вне всякого сомнения, сочувствует. Актёру, исполняющему главную роль в этом спектакле, удалось наполнить образ маленького "никем не защищённого, никому не дорого и никому не интересного" человека любовью. Это очень важно, что Акакий Акакиевич любит. Любит свой департамент, любит документы, любит выводить на листе бумаге буквы, и они для него живые, среди них есть наиболее любимые и близкие его чиновничьей натуре. Он любит свой маленький мирок и спешит в него вернуться, даже оказавшись на вечеринке в богатом доме коллеги.
А ещё Акакий Акакиевич умеет жертвовать. И в его экономии, отказе от ужинов ради новой шинели читается желание потерпеть ради себя самого, другого, лучшего - ведь недаром они с шинелью составляют одно целое. И пусть со сцены хор уверенно заявляет, что ничего не потерял Петербург со смертью этого человека, в душу зрителя закрадывается робкое сомнение: а так ли это? Конечно, в финале наш Акакий Акакиевич по-гоголевски торжествует и мстит своему обидчику. Но робкое сомнение, связанное с его жизнью и смертью, куда важнее этой справедливости. Ведь спектакль не про неё, а про живую Душу.
Автор статьи - Ирина Иванова.