120 лет со дня рождения актёра театра и кино, народного артиста РСФСР Георгия Францевича Милляра
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения актёра театра и кино, народного артиста РСФСР Георгия Францевича Милляра


7 ноября 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения актёра театра и кино, народного артиста РСФСР Георгия Францевича Милляра (1902 - 1993).

Получил широкую известность в СССР благодаря образу Бабы-яги и других отрицательных персонажей в фильмах-сказках режиссёра Александра Роу. Вне сказок снимался, в основном, в эпизодических или второстепенных ролях, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.

При рождении де Мильё. Родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера-мостостроителя Франца де Мильё, уроженца Марселя, приехавшего в Россию на работу. Отец скончался в 1906 году в Ялте, когда сыну не исполнилось и трёх лет. Мать - дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Алексеевна Журавлёва. Детство мальчика проходило в достатке, он воспитывался гувернантками-француженками, изучал языки, музыку, много читал.

Ещё до начала Первой мировой войны вдова де Мильё переехала из Москвы в Геленджик, опасаясь нарастающих в стране волнений. После Революции 1917 года семья осталась без родных и без денег, дом в Геленджике был конфискован, а большая московская квартира была превращена в коммунальную, где семье де Мильё отвели лишь одну комнату. Впоследствии он сменил фамилию, чтобы не афишировать своё аристократическое происхождение. Знание иностранных языков он всю жизнь не указывал в анкетах, хотя свободно владел французским и немецким.

Он с детства увлекался искусством, слушал Шаляпина, Нежданову, Собинова. Любовь к театру ему привила его тётка, театральная актриса.

В 1920-х годах после окончания обучения в школе он был принят на работу в геленджикский театр бутафором, начало актёрской биографии случилось внезапно, - из-за болезни исполнителя. Неожиданный дебют прошёл удачно, его ввели в уже идущий репертуар и стали занимать в новых постановках. Так он стал одним из ведущих актёров театра. В 1924 году он уже стал известным провинциальным актёром и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Преподаватели насторожённо отнеслись к юноше из-за его непривычной для актёра внешности и проблем с дикцией.

Окончив школу, актёр поступил в театр. Он участвовал в нескольких спектаклях, а среди его ролей были герцог Альбано ("Озеро Люль"), Мокроносов ("Конец Криворыльска"), Пикель ("Гоп-ля, мы живём"), аптекарь ("Ромео и Джульетта"), Атташе ("Голгофа"), Болтиков ("Инга"), Имангужа ("Поэма о топоре"), мистер Гоукер ("Улица радости"), граф Людовико ("Собака на сене").

Несмотря на успех в театре, он продолжал мечтать о карьере в кино. Однако первые его обращения в киностудии, в том числе и к Александру Роу, не увенчались успехом. Первые пробы у Роу актёр провалил из-за волнения. Свою кинокарьеру актёр начал с эпизодов в нескольких фильмах. Позже Роу вспомнил об этом актёре и предложил ему роль в экранизации сказки "По щучьему велению" (1938), своём первом самостоятельном фильме. В этом фильме актёр сыграл роль царя Гороха, и зрители увидели вздорного, злого дурака, облачённого в царские одежды. Ради этой роли актёру пришлось сбрить брови и волосы на голове, что, по воспоминаниям актёра, вызвало шок у домашних. Картина была тепло принята критиками и аудиторией, и Роу сразу же получил заказ на следующую киносказку.

Между режиссёром и Милляром завязалась многолетняя дружба. Роу снимал актёра во всех своих фильмах, часто одновременно в нескольких ролях. Наиболее характерным для него образом стала героиня русских сказок Баба-Яга. Впервые в образе Бабы-Яги актёр предстал в фильме-сказке "Василиса Прекрасная" (1939). Изначально на роль Бабы-Яги пробовались множество актрис, в том числе Фаина Раневская, но Роу не мог подобрать подходящей кандидатуры и обратился за советом к самому Милляру.

В 1944 году Милляр исполнил роль Кащея Бессмертного в одноимённом фильме. Он играл практически без грима, используя своё крайне худощавое телосложение и знаменитый голос. После этого фильма Милляр, по его словам, стал "официальным представителем нечистой силы в кинематографе".

В своих следующих сказочных ролях он решил перейти к более ироничному обыгрыванию отрицательных персонажей. В 1959 году он появился в роли покорного слуги Квака в киносказке "Марья-искусница". В 1964 году на экраны вышел фильм "Морозко", где Милляр вновь перевоплотился в Бабу-Ягу.

В 1967 году Милляр снова сыграл Бабу-Ягу в очередном фильме Роу "Огонь, вода и… медные трубы". Здесь же он впервые с 1944 года вернулся к образу Кащея Бессмертного, однако здесь этот персонаж был значительно изменён: в отличие от первого фильма, где Кащей был воплощением зла, в картине 1967 года он предстаёт более симпатичным неудачливым женихом.

В том же году Милляр появился в эпизодической роли пожилого любителя домино в получившей огромный успех кинокомедии Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" и сыграл небольшую роль французского солдата Мореля в киноэпопее "Война и мир", удостоенной премии "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке.

В 1970 году он перевоплотился в шута Ивана Балакирева в историческом фильме "Баллада о Беринге и его друзьях".

В 1972 году Георгий Милляр получил предложение от режиссёра Александра Роу сыграть Бабу Ягу в его последнем фильме "Золотые рога".

После смерти Роу в 1973 году Милляр снимался во второстепенных и эпизодических ролях. Кончина режиссёра Роу стала ударом для многих членов актёрской команды, раз за разом снимавшихся в его фильмах.

В последние годы жизни Милляр мало снимался.

Скончался 4 июня 1993 года в Москве.

По воспоминаниям друзей и коллег, Милляр был эрудированным, весёлым, лёгким в общении человеком, любил детей.

Милляр был ярко выраженным хара́ктерным актёром, мастером гротеска и буффонады. Его своеобразный голос, старчески дребезжащий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для сказочных злодейских ролей. Актёр предпочитал словам мимику и пластику. Он считал, что немое кино было гораздо выразительнее звукового. Милляр сам придумывал походку, жесты, самостоятельно выполнял все трюки в фильмах.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑