110 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Михаила Названова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Михаила Названова


12 февраля 2024 года исполняется 110 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Михаила Михайловича Названова (1914 - 1964).

Родился 12 февраля 1914 года в Москве в обеспеченной семье крупного техника-технолога М. К. Названова. Мать будущего актёра, Ольга Николаевна Бутомо-Названова, известная камерная певица, хотела, чтобы Михаил стал пианистом, и он окончил музыкальный техникум при Московской консерватории по классу фортепиано.

Тем не менее Названов предпочёл стать актёром: в 1931 году, в возрасте 17 лет, он пришёл в Малый театр и был зачислен во вспомогательный состав; в том же году поступил в студию Художественного театра. Названов, успев сыграть лишь несколько небольших ролей на прославленной сцене. 30 апреля 1935 года по доносу коллеги он был арестован и в июле приговорён к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. С 1936 года он был актёром лагерного театра в Ухте (ныне - Ухтинский филиал республиканского драматического театра Веры Гой), выступал на этой универсальной сцене не только в драматических спектаклях, но и в опереттах и даже в опере. В лагере судьба свела молодого актёра с профессионалами, у которых было чему учиться.

В 1940 году Михаил Названов освободился с запретом на проживание в крупнейших городах; не имея возможности вернуться в Москву, служил в Симферопольском театре имени М. Горького; после эвакуации Крыма недолгое время был актёром Русского драматического театра имени Н. К. Крупской во Фрунзе. В 1942 году в Чимкенте он был принят в труппу находившегося там в эвакуации Театра имени Моссовета.

Театр вскоре переехал в Алма-Ату, где, к счастью для Названова, находилась в то время киностудия "Мосфильм". Первая же большая роль - Олеко Дундич в одноимённой пьесе - обратила на молодого актёра внимание и критиков, и кинорежиссёров. Сергей Эйзенштейн пригласил его на роль Андрея Курбского в "Иване Грозном", Александр Столпер - на роль Андрея Панова в фильме "Жди меня". Популярнейший в годы войны фильм Столпера стал кинодебютом Названова и принёс ему всесоюзную известность.

В марте 1944 года актёр добился снятия судимости, получив таким образом право на проживание в столице (полностью он был реабилитирован Верховным Судом СССР лишь 30 декабря 1956 года).

В мае 1944 года Михаил Названов вернулся в Москву, в Театр им. Моссовета, где вскоре стал одним из ведущих актёров. Названов играл такие разноплановые роли, как лощёный садист Розенберг в пьесе К. Симонова "Русские люди", Тригорин в чеховской "Чайке", Кречинский в "Свадьбе Кречинского" А. Сухово-Кобылина, Гульд в "Русском вопросе" К. Симонова.

В военные и в первые послевоенные годы Названову часто приходилось сталкиваться с драматургией К. Симонова - и в театре (кроме названных пьес - "Парень из нашего города" еще в Симферополе), и в кино ("Жди меня" и "Русский вопрос").

Ещё в 1942 году Названов познакомился со своей будущей женой - коллегой по сцене Ольгой Викландт. В 1950 году вместе с ней последовал за своим другом Василием Ваниным (назначенным главным режиссёром) во вновь созданный Московский театр им. А. С. Пушкина. Здесь Ванин вновь поставил для Названова "Свадьбу Кречинского".

После смерти Ванина, не сработавшись с новым главным режиссёром, Названов в 1957 году вернулся во МХАТ, где играл среди прочего Стиву Облонского в знаменитой "Анне Карениной" Вл. И. Немировича-Данченко. Но это был уже не МХАТ его юности; разочарованный, Названов в 1960 году покинул и МХАТ, и театр вообще, став актёром киностудии "Мосфильм".

В целом же карьера Михаила Названова в кино складывалась вполне счастливо. Даже в трагическую для деятелей кинематографа эпоху "малокартинья", когда большинство актёров и режиссёров оказались без работы, Названов был востребован, снялся в том числе и в удостоенных Сталинских премий фильмах "Русский вопрос" и "Встреча на Эльбе". Помимо Эйзенштейна, он сотрудничал с такими режиссёрами, как Всеволод Пудовкин, Михаил Ромм, Григорий Александров, Григорий Козинцев и Сергей Параджанов.

В кино диапазон ролей Названова был ещё шире, чем на театральной сцене, включал характерно-комедийные и гротесковые роли, как уездный гуляка Кляузов в "Шведской спичке" Константина Юдина или акробат Беккер в "Гуттаперчевом мальчике" Владимира Герасимова; в то же время одной из лучших его работ в кино критики считают Семёна Вальгана в производственной драме Владимира Басова "Битва в пути".

Незаурядные внешние данные побуждали режиссёров приглашать Названова на роли российских императоров - Александра I, Александра II, трижды Николая I. Роковой для него стала роль короля Клавдия в фильме Г. Козинцева "Гамлет": преждевременное возвращение на съёмочную площадку после тяжёлой операции стоило актёру жизни.

Михаил Названов умер 13 июня 1964 года в возрасте 50 лет в Москве.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑