110 лет со дня рождения киноактёра Петра Алейникова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

110 лет со дня рождения киноактёра Петра Алейникова


25 апреля 2024 года исполнится 110 лет со дня рождения киноактёра Петра Мартыновича Алейникова (1914 - 1965).

Родился 25 апреля 1914 год деревне Кривель Любиничской волости Горецкого уезда Могилёвской губернии в крестьянской семье белорусов-католиков Мартина Марковича Алейника и Марианны Алексеевны Сенокос.

Отец рано умер, в десять лет мальчик сбежал из дома и бродяжничал. Его определили в школу-интернат, где местный киномеханик начал обучать парнишку своему мастерству. Так Петя полюбил кино и захотел стать актёром. Из интерната сбежал, чтобы пробраться в Москву, где "учат на актёров". Был снова задержан и попал в детскую трудовую колонию. Здесь окончил драмкружок и в 1931 году приехал в Ленинград с рекомендательным письмом, поселился на Охте и поступил в Техникум сценических искусств на курс Сергея Герасимова.

Его первый кинодебют был эпизодическим - в 1932 году в фильме "Встречный". Через год Алейников был приглашён Герасимовым на крохотную роль в немом фильме "Люблю ли тебя?" Одной из партнёрш Алейникова в картине оказалась его однокурсница - Тамара Макарова.

В 1935 году он стал выпускником Института сценических искусств. В том же году Герасимов пригласил Алейникова на одну из главных ролей в фильме "Семеро смелых". В этой картине впервые раскрылось его лирико-комедийное дарование и редкое обаяние. Роль поварёнка Молибога стала для актёра его звёздным часом. Алейникова стали приглашать в один фильм за другим.

Следующей значительной ролью в фильмографии Алейникова стал Савка в фильме "Трактористы" (1939) Ивана Пырьева. На этих съемках артист обрел двух товарищей, Бориса Андреева и Николая Крючкова, с которыми поддерживал дружеские отношения до конца жизни.

Однако самым знаменитым фильмом в карьере актёра стала "Большая жизнь". Он сыграл шахтера Ивана Курского, прятавшего искренние душевные качества под напускной бравадой. Актеру удалось показать парня своего времени - искреннего, милого и жизнерадостного. Этот образ настолько хорошо получился, его так принял зритель, что Алейников стал известнейшим актером своего времени.

К началу 1940-х годов Алейников был уже кумиром советских кинозрителей.

В 1940 году он впервые снялся в сказке - фильм "Конёк-Горбунок". Алейникову досталась центральная роль - Иванушки. В этом же фильме с ним сыграли его жена Валентина и маленький сынишка Тарас.

В годы Отечественной войны талант Алейникова засверкал с новой силой. В фильме "Небо Москвы" (1944) Алейников сыграл третью, к сожалению последнюю, главную роль в своей недолгой карьере.

В 1944 году был награжден "За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин".

Несмотря на популярность "Большой жизни", вторую часть картины Иосиф Сталин запретил. Герой Бориса Андреева упрекал жену за то, что та ела немецкий хлеб, на что Иван Курский в исполнении Алейникова спросил, отчего он не оставил жене своего хлеба, когда "драпал на восток". Для 1946 года эти слова звучали архиреволюционно, поэтому зрители увидели картину только в 1958 году.

После Великой Отечественной войны карьера Алейникова постепенно пошла на спад. Актёр во многом стал заложником своего привычного амплуа: зрители и режиссёры по-прежнему воспринимали его как Савку из "Трактористов" и Ваню Курского из "Большой жизни", а время требовало других героев, да и сам Алейников становился старше и серьёзнее.

В 1946 году Алейников решил резко изменить актёрское амплуа и принял предложение режиссёра Лео Арнштама сняться в его фильме "Глинка" в роли... А. С. Пушкина. Алейников в роли поэта вызывал в зале дружный смех. И после этого Пётр Мартынович даже попросил снять его имя с титров фильма. С этого момента наступил закат в кинокарьере Алейникова. За четыре года он был приглашён сниматься только трижды, да и то в крохотные эпизоды. Во многом это объяснялось личной недисциплинированностью актёра. Алейников начал злоупотреблять алкоголем - опять же по причине невостребованности.

К началу 1950-х годов Алейников оказался за бортом большого кинематографа.

Из-за неустойчивого характера и привычки говорить то, что думает, артист за свою жизнь не получил ни наград, ни званий. Тем не менее зрители каждый раз с нетерпением ждали появления Петра Мартыновича в новых кинолентах. Но у него не было в то время интересных предложений из-за отсутствия благосклонности со стороны начальства.

В 1955 году молодой режиссёр Станислав Ростоцкий пригласил в свой первый фильм "Земля и люди" Алейникова, который дал твёрдое слово во время съёмок не брать в рот ни капли спиртного. И своё слово сдержал. Это было первое появление актёра на экране после пяти лет творческого простоя. Однако изменить что-либо в судьбе Алейникова съёмки в этом фильме уже не смогли - болезнь зашла слишком далеко.

На рубеже 1950-1960-х годов Алейников снялся в эпизодических ролях в трёх фильмах.

Между тем алкоголизм вызвал много других болезней. Он перенёс операции, в начале 1960-х годов из-за мокрого плеврита у него удалили одно лёгкое.

Жизненные силы покидали этого некогда крепкого и жизнерадостного человека. Однако за несколько месяцев до смерти судьба всё-таки подарила Петру Мартыновичу радость новой драматической роли в фильме туркменского режиссёра Булата Мансурова "Утоление жажды". Радость Алейникова была ещё сильнее оттого, что в этой картине с ним должны были сниматься его дети: сын Тарас и дочка Арина.

И всё же болезнь окончательно надломила его. Он улетел в Москву и назад не вернулся.

Пётр Алейников скончался 9 июня 1965 года в Москве от пневмонии.

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за актёрскую работу" (1968, посмертно).

О творчестве Петра Алейникова снят фильм "Пётр Мартынович и годы большой жизни" (1974).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑