120 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Татьяны Пельтцер
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Татьяны Пельтцер


6 июня 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения актрисы театра и кино, народной артистки СССР Татьяны Ивановны Пельтцер (1904 - 1992).

Родилась 6 июня 1904 года в Москве. Отец - Иоганн Робертович Пельтцер, актёр театра и кино, режиссёр, заслуженный артист РСФСР. Мать - Эсфирь Боруховна Ройзен (из бердичевской купеческой семьи).

Актёрскому мастерству училась у отца, который ставил её первые спектакли. На сцену впервые вышла в девять лет в спектакле "Камо грядеши?" по Г. Сенкевичу в роли Авла, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе. А за следующую актёрскую работу - в "Дворянском гнезде" она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет играла роль Серёжи в спектакле "Анна Каренина", актрисой она стала без актёрского образования. Но её путь на сцену не был лёгким.

С 1916 года - "актриса по найму" в антрепризе Н. Н. Синельникова. Постоянную профессиональную актёрскую деятельность начала в 1920 году в передвижном театре политуправления. В дальнейшем, в 1920-1921 годах - актриса драматического театра в Нахичевани, в 1921-1922 годах - театра военно-морского ведомства и 1-го художественного коллектива артистов русской драмы в Ейске, в 1922-1923 годах - "3-го театра РСФСР. Комедия" (бывший театр Корша) в Москве. В 1923-1930 годах - актриса театра имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета).

В 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где служила машинисткой в торговом представительстве СССР. У Татьяны не было языкового барьера, но благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё - она развелась с мужем и вернулась в Москву, где восстановила себе фамилию Пельтцер; однако хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году вновь стала актрисой театра имени МОСПС, в 1934 году уволена "за профнепригодность" (ибо не имела актёрского образования). С 1935 года - машинистка на заводе ЗИС, где главным инженером служил её брат Александр.

С 1936 года - актриса Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова, с 1937 - Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве. В 1938 году вернулась в театр имени Моссовета.

С 1940 года играла в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр "Эрмитаж"), где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё - скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек.

В 1946-1947 годах - актриса театра-студии киноактёра (отыграла один сезон в спектакле "За тех, кто в море!" Б. А. Лавренёва, режиссёр Н. С. Плотников).

В 1947-1977 годах играла в Московском театре сатиры. Первая роль в Театре сатиры - миссис Джекобс в памфлете Е. Петрова "Остров мира". Потом играла в спектаклях: "Чужой ребёнок", "Пролитая чашка", "Свадьба с приданым", "Хор", "Мои Надежды", "Старая дева", "Ложь для узкого круга", "Мой дом, моя крепость", "Завтрак у предводителя", "Интервенция", "Дом, где разбиваются сердца", "У времени в плену", "Темп 1929", "Малыш и Карлсон", и только две роли классического репертуара: Манефы в "На всякого мудреца довольно простоты" и Кукушкиной в "Доходном месте". В своей "бенефисной" роли тёти Тони в спектакле "Проснись и пой" Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят. Так же заразительно она играла Марселину в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей - главная роль в спектакле "Мамаша Кураж и её дети".

В кино дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии "Свадьба" (1943), затем появилась в драме "Она защищает Родину". Первая значительная роль в кино - Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга "Простые люди" (1945). Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле "Свадьба с приданым", который был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм "Солдат Иван Бровкин", где сыграла мать главного героя.

В феврале 1977 года, после скандала с главным режиссёром театра В. Н. Плучеком, перешла в театр им. Ленинского комсомола. В "Ленкоме" актриса служила почти до последнего дня своей жизни.

С 1980-х годов начала пропадать память. В конце 1980-х годов развилась подозрительность и мания преследования. Большую часть 1991 года провела в психиатрической больнице им. Ганнушкина, откуда её привозили на спектакли.

Один из последних спектаклей с участием актрисы - "Поминальная молитва", где актриса играла практически без слов, а реплики за неё говорил А. Г. Абдулов. Несмотря на это, публика её обожала. Каждый выход актрисы на сцену сопровождался продолжительными аплодисментами зрительного зала.

В 1992 году вновь попала в психиатрическую лечебницу. Там получила травму - упав, сломала шейку бедра.

Скончалась 16 июля 1992 года в Москве на 89-м году жизни после инфаркта и пневмонии.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑