120 лет со дня рождения американского хореографа грузинского происхождения Джорджа Баланчина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения американского хореографа грузинского происхождения Джорджа Баланчина


22 января 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения американского хореографа грузинского происхождения Джорджа Баланчина (1904 - 1983).

Автор около 300 балетов и нескольких бродвейских мюзиклов. Основатель (совместно с Линкольном Кирстайном и Эдвардом Варбургом) Школы американского балета и труппы "Нью-Йорк Сити балет".

Настоящее имя Георгий Мелитонович Баланчивадзе. Родился 22 января 1904 года в Санкт-Петербурге в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе (1862-1937), одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Мать Георгия Баланчивадзе, Мария Николаевна Васильева - русская, с немецкими корнями. Младший брат Георгия, Андрей, впоследствии стал известным композитором. Мать Георгия привила ему любовь к искусству и, в частности, к балету.

В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в Императорское театральное училище по балетному разряду (ныне - АРБ имени Вагановой), где учился у Павла Гердта и Самуила Андрианова. После Октябрьской революции временно школа была распущена, и ему некоторое время пришлось зарабатывать на жизнь тапёрством. Вскоре школу вновь открыли, и Баланчивадзе вернулся к занятиям балетом. Выпустившись в 1921 году в числе восьми юношей и четырёх девушек, был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета. Одновременно поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию и композицию (окончил обучение в 1923 году).

В начале 1920-х стал одним из организаторов экспериментальной группы "Молодой балет", где начал пробовать свои силы как хореограф.

Во время поездки на гастроли в Германию в 1924 году Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже, где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. По совету Дягилева танцовщик адаптировал своё имя на западный манер - Джордж Баланчин.

Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета и в течение 1924-1929 годов (до кончины Дягилева) поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьёзная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на хореографию. Среди постановок этого периода - опера-балет М. Равеля "Дитя и волшебство" (Монте-Карло, 1925).

После смерти Дягилева Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером.

В 1932 году был главным балетмейстером антрепризы полковника В. де Базиля и Рене Блюма "Русский балет Монте-Карло", для которой поставил балеты "Конкуренция" на музыку Орика, "Котильон" на музыку Шабрие и Риети, "Мещанин во дворянстве" на сюиту Рихарда Штрауса. Главные партии этих балетов были созданы для Тамары Тумановой.

Вскоре Баланчин ушёл из "Русского балета Монте-Карло", решив организовать собственную труппу - "Балет 1933" (Les Ballets 1933). Труппа просуществовала лишь шесть месяцев, но за это время провела в Париже фестиваль с тем же названием и осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вайля ("Семь смертных грехов мещанина" на либретто Б. Брехта), Анри Соге. После одного из этих представлений известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США и там основать балетную труппу. Хореограф согласился и в октябре 1933 года переехал в США (получил американское гражданство в 1939 году). Приехав в Америку, Баланчин совершенно не знал английского. Впоследствии он говорил с сильным акцентом, однако пел без него.

До 1934 года Баланчин ставил фарсовые, комедийные и драматические балеты с простым сюжетом, в которых замысел во многом определялся декоративным оформлением. В дальнейшем он использовал обновлённый и обогащённый классический танец, рождённый музыкальным образом. Большинство его балетов одноактные и бессюжетные, как правило, на симфоническую музыку, не предназначенную для танца. Танец в балетах Баланчина не только раскрывает музыку и не просто передает заключённые в ней эмоции, а взаимодействует с музыкой.

Первым проектом Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Варбурга 2 января 1934 года Школа Американского балета приняла первых учеников. Через год Баланчин основал профессиональную труппу - "Американский балет", который выступал сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив, а в середине 1940-х распался.

В 1936 году Баланчин дебютировал на Бродвее, в "Безумствах Зигфелда": в качестве хореографа он участвовал в постановке мюзикла Лоренца Харта и Ричарда Роджерса "На кончиках пальцев" (танцевальная сюита из этого мюзикла, "Убийство на Десятой авеню" затем вошла в репертуар "Нью-Йорк Сити Балле").

Новая труппа Баланчина - "Балетное общество" - была создана вновь при щедрой поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. "Балетное общество" становится Нью-Йоркским городским балетом.

В 1950-1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых - "Щелкунчик" Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

С конца 1970-х годов у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта - Якоба (болезнь, характеризующаяся прогрессирующими психическими и умственными нарушениями, ведущими к слабоумию). Он умер в 1983 году в Нью-Йорке.

Кошке Баланчина суждено было стать звездой: на улице её подобрала знаменитая балерина Тамара Карсавина, а жить она стала у не менее знаменитого хореографа Джорджа Баланчина. Хоть Баланчин к тому времени давно был американцем, кошку назвал по-русски - Муркой. И не стал менять имя, даже когда выяснилось, что Мурка - кот.

Баланчин учил свою любимицу различным балетным трюкам и очень гордился её успехами. Однажды композитор Игорь Стравинский попросил показать что-нибудь в исполнении Мурки. Очевидцы "концерта" сообщают, это было единственное представление, перед которым великий хореограф Баланчин волновался.

После того, как фотография Баланчина, тренирующего свою кошку, появилась в журнале "LIFE", Мурка стала американской знаменитостью. Вопрос о выпуске книге о ней был решён.

Автор книги Танакиль Леклер - балерина, последняя жена Баланчина (хореограф был женат пять раз). В книге сообщалось, что Мурка живет в Нью-Йорке, а лето проводит в Коннектикуте, предаваясь своему любимому развлечению - наблюдению за насекомыми.

Кстати, среди постановок Баланчина есть и балет под названием "Кошка" (по басне Эзопа "Венера и кошка") - это его ранее творчество, спектакль ставился еще для Русского балета Дягилева: Кошку играла Ольга Спесивцева, а мужскую партию исполнял Серж Лифарь.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑