175 лет со дня рождения шведского писателя, драматурга и художника Августа Стриндберга
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

175 лет со дня рождения шведского писателя, драматурга и художника Августа Стриндберга


22 января 2024 года исполняется 175 лет со дня рождения шведского писателя, драматурга и художника Августа Стриндберга (1849 - 1912).

Отец писателя был негоциантом из аристократического рода, мать - служанкой. Вскоре после его рождения отец разорился и материальное положение семьи ухудшилось. Когда ему было 13 лет, умерла мать, а женитьба отца в том же году на молодой экономке только укрепила мятежные настроения подростка. Воспитанный в строгих правилах пиетизма, религиозный и мечтательный, Стриндберг пережил в безрадостные годы своей юности ряд потрясений.

В 1867 году, с большим трудом сдав экзамены, поступил в Упсальский университет, где начал изучать эстетику и иностранные языки. Нужда вынудила его оставить занятия и пойти работать сначала учителем в народной школе, а затем репетитором в семье доктора Ламма в Стокгольме. Это знакомство побудило его заняться медициной, но, провалив первый экзамен и заинтересовавшись театром, Стриндберг решил стать актером.

В 1869 году он был принят учеником в Королевский театр, однако застенчивость и затруднения с речью вскоре закрыли для него и эту профессию. В том же году он начал писать. В 1870 году Стриндберг вернулся в Упсалу, решив заняться драматургией. Некоторое время спустя его стихотворные пьесы "В Риме" и "Изгнанник" были поставлены в Королевском театре, а прозаическая пьеса "Вольнодумец" опубликована. Хотя эти произведения и были прохладно приняты, они принесли автору стипендию из личного фонда Карла XV.

В 1872 году Стриндберг оставил университет, не получив диплома, и стал журналистом и критиком в Стокгольме. В области художественной критики Стриндберг в целом придерживался романтических тенденций своего времени, хотя как писатель принадлежал к авангарду. Работы Ч. Дарвина, С. Кьеркегора и Г. Брандеса подготовили его к восприятию агностицизма и нового радикализма.

В 1872 году написал свою первую драму "Местер Улоф". После многочисленных переделок пьеса была поставлена в 1878 году, но, к разочарованию автора, не привлекла большого внимания.

В 1874 году Стриндберг неожиданно получил пост помощника библиотекаря в Королевской публичной библиотеке.

В 1877 году актриса Сири фон Эссен развелась с мужем, бароном Врангелем, и вышла замуж за Стриндберга.

Опубликованная в 1879 году "Красная комната" принесла Стриндбергу славу "шведского Золя", хотя он еще не читал произведений французского мастера.

Он продолжал выступать со страстными обличениями шведского общества, опубликовал сборник стихотворений и несколько пьес, в т.ч. "Странствия Счастливчика Пера" (1882), соединив наивную сказку с социальной сатирой.

В 1883 году на грани нервного срыва, вызванного переутомлением, материальными и домашними заботами и ответной враждебностью шведского общества, Стриндберг уехал с женой и детьми сначала во Францию, затем в Швейцарию. Семейное счастье шло на убыль, и в 1884 году увидел свет первый том "Браков" - саркастических новелл, обличающих нравы женщин.

В 1887 году, снова находясь за границей, он написал роман "Жители острова Хемсё", не без юмора изображающий жизнь на шхерах. Одновременно он начал цикл жестких, т.н. "натуралистических драм" о вражде между полами. Пьеса

"Отец" была поставлена в Копенгагене в конце 1887 года, а в 1894 году - в парижском "Свободном театре" Антуана. Стриндберг видел в ней греческую трагедию на современный сюжет. Затем появились "Фрёкен Жюли", "Кредиторы" и проникнутый горечью автобиографический роман "Слово безумца в свою защиту". "Фрёкен Жюли" предвосхищает драму Ибсена "Гедда Габлер" (1890).

Сильное влияние на Стриндберга оказали Ф. Ницше, с которым он состоял в переписке, и Э. Золя. В 1891 году Стриндберг и Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери остались на попечении матери. Бракоразводный процесс ярко описан в пьесе "Узы" (1892).

Стриндберг проводил много времени в Германии, став в Берлине литературной знаменитостью. Там в 1893 году он познакомился с молодой австрийской журналисткой Фридой Уль и женился на ней. Вместе с ней он посетил Англию, где встретился с Дж. Т. Грейном, открывшим тогда в Лондоне "Независимый театр". После возвращения они жили в стесненных обстоятельствах на доходы от имения в Моравии, принадлежавшего родителям матери Фриды. Фрида познакомила его с трудами Сведенборга, и Стриндберг проводил время, ставя химические опыты или погрузившись в изучение философии, ботаники и оккультизма. От Фриды Уль у него была дочь, но этот брак оказался менее продолжительным, чем первый, и таким же несчастливым.

Депрессия привела Стриндберга на грань душевного заболевания. Подолгу живя один в Париже в крайней нужде, он предавался изысканиям в области как естественных наук, так и сверхъестественного, включая алхимию. Его здоровье оказалось основательно подорванным. В 1896 году он выбрался из этого ада, описанного им в романе с таким же названием (1897), и вернулся в Швецию. Он рассказал о возрождении религиозной веры в глубоко эмоциональной драме о паломничестве "Путь в Дамаск" (1898).

Затем последовал очень плодотворный драматургический период: "Преступление преступлению рознь" (1899), остросюжетная психологическая пьеса, действие которой происходит в Париже; большой исторический цикл, начатый Местером Улофом, - "Густав Ваза", "Эрик XIV" (1899) и др.; пьеса об искуплении "Пасха" (1900).

Несмотря на новые веяния в творчестве, в 1901 году Стриндберг вернулся к старой теме о муках брака и написал глубокую драму "Пляска смерти". Сразу за ней появились сказочные пьесы "Невеста-девственница" и "Лебедь белая", а позже значительное символическое произведение "Игра снов" (1902).

В том же году Стриндберг женился на молодой шведской актрисе Харриет Боссе, которая сыграла роли Дамы в драме "Путь в Дамаск" и Элеоноры в "Пасхе". У них родилась дочь, но брак оказался недолгим и закончился разводом в 1904 году.

Последние годы Стриндберг вел затворническую жизнь в Стокгольме, продолжая необычайно плодотворно работать над очерками и драмами. Из произведений этого периода обращают на себя внимание несколько томов философских размышлений "Синяя книга" (1907-1912) и роман "Одинокий" (1903).

Воплотилась мечта его жизни о создании экспериментального театра: в 1907 году открылся "Интимный театр", репертуар которого состоял целиком из пьес Стриндберга.

Его последней работой для театра стала драма о паломничестве "Большая дорога" (1909), написанная в основном нерифмованным стихом, в которой он подводит итоги своей необычной жизни.

Умер Стриндберг в Стокгольме 14 мая 1912 года.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑