190 лет со дня рождения французского живописца Эдгара Дега
19 июля 2024 года исполнится 190 лет со дня рождения французского живописца, одного из виднейших представителей импрессионистского движения Эдгара Дега (1834 - 1917).
Родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье буржуазного происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей Эдгар изменил свою фамилию с де Га на "менее аристократическую" Дега.
Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. В 20 лет Дега поступает в ученичество в мастерскую известного в своё время художника Ламота, бывшего в свою очередь учеником великого Энгра.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворённая и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, чередуясь с исторической тематикой. Однако уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: "Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей" (1860), "Семирамида закладывает город" (1861), "Александр и Буцефал" (1861-1862), "Дочь Иеффая" (1859-1860), "Эпизод средневековой войны" ("Бедствия Орлеана") (1865).
В 1861 году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, - все это вызывало к нему известное уважение.
В 1870 году волна франко-прусской войны докатилась до Парижа. Так же, как и Мане, Дега записался добровольцем в армию. Служил в пехоте, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, - это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.
По окончании войны Дега побывал в Великобритании, затем посетил США, где проживали его родственники по материнской линии. В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.
В 1873 году художник вернулся в Париж. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами - Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года.
Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым, и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.
После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Лет за десять до смерти Эдгар Дега почти перестал писать. В отличие от своих коллег Ренуара и Моне, которые грелись у семейного очага, он жил один. Его холостяцкая квартира постепенно захламлялась великим множеством холстов, пыльных вещей и роскошных товаров. Многие близкие старинные приятели художника уже умерли, а из-за скверного характера он не общался со своими немногочисленными друзьями, которые еще оставались в живых. Иногда в мастерскую Дега приходил Поль Валери, и с его слов стало известно о безрадостном существовании почти незрячего художника, который уже не писал свои шедевры, а только рисовал углем. К тому времени Эдгар Дега уже имел статус признанного художника, его полотна стоили баснословных денег, даже для того времени.
Художника не стало 27 сентября 1917 года. Он умер в 83 года, признанным живописцем, самым ярким среди всех представителей импрессионизма. Перед смертью Дега распорядился провести его в последний путь очень скромно. На его похороны пришли многочисленные старинные друзья, в том числе художники Клод Моне и Жан-Луи Форен.