190 лет со дня рождения французского живописца Эдгара Дега
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

190 лет со дня рождения французского живописца Эдгара Дега


19 июля 2024 года исполнится 190 лет со дня рождения французского живописца, одного из виднейших представителей импрессионистского движения Эдгара Дега (1834 - 1917).

Родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье буржуазного происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей Эдгар изменил свою фамилию с де Га на "менее аристократическую" Дега.

Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. В 20 лет Дега поступает в ученичество в мастерскую известного в своё время художника Ламота, бывшего в свою очередь учеником великого Энгра.

Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворённая и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.

Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).

На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, чередуясь с исторической тематикой. Однако уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: "Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей" (1860), "Семирамида закладывает город" (1861), "Александр и Буцефал" (1861-1862), "Дочь Иеффая" (1859-1860), "Эпизод средневековой войны" ("Бедствия Орлеана") (1865).

В 1861 году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, - все это вызывало к нему известное уважение.

В 1870 году волна франко-прусской войны докатилась до Парижа. Так же, как и Мане, Дега записался добровольцем в армию. Служил в пехоте, однако на первых же стрельбах обнаружилось, что художник плохо видит правым глазом, - это было началом болезни, которая обернулась в конце жизни почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк.

По окончании войны Дега побывал в Великобритании, затем посетил США, где проживали его родственники по материнской линии. В 1871 году, когда война закончилась, художник совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 года провел несколько месяцев в Новом Орлеане, у своих американских родственников. Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой, и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение.

В 1873 году художник вернулся в Париж. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами - Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года.

Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов, и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым, и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.

Лет за десять до смерти Эдгар Дега почти перестал писать. В отличие от своих коллег Ренуара и Моне, которые грелись у семейного очага, он жил один. Его холостяцкая квартира постепенно захламлялась великим множеством холстов, пыльных вещей и роскошных товаров. Многие близкие старинные приятели художника уже умерли, а из-за скверного характера он не общался со своими немногочисленными друзьями, которые еще оставались в живых. Иногда в мастерскую Дега приходил Поль Валери, и с его слов стало известно о безрадостном существовании почти незрячего художника, который уже не писал свои шедевры, а только рисовал углем. К тому времени Эдгар Дега уже имел статус признанного художника, его полотна стоили баснословных денег, даже для того времени.

Художника не стало 27 сентября 1917 года. Он умер в 83 года, признанным живописцем, самым ярким среди всех представителей импрессионизма. Перед смертью Дега распорядился провести его в последний путь очень скромно. На его похороны пришли многочисленные старинные друзья, в том числе художники Клод Моне и Жан-Луи Форен.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑