480 лет со дня рождения итальянского поэта, писателя, драматурга и философа Торквато Тассо
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

480 лет со дня рождения итальянского поэта, писателя, драматурга и философа Торквато Тассо


11 марта 2024 года исполняется 480 лет со дня рождения итальянского поэта, писателя, драматурга и философа Торквато Тассо (1544 - 1595).

Сын поэта Бернардо Тассо. Обучался в Падуанском и Болонском университетах (1560-1565). С 1565 года служил в Ферраре, сначала у кардинала Л. д’Эсте, затем у герцога Альфонсо II. К феррарскому периоду относятся первые проявления душевной болезни Тассо (мания преследования).

В 1579-1586 годах находился в лечебнице при монастыре Святой Анны. Последнее десятилетие жизни провёл преимущественно в Неаполе и Риме. В ноябре 1594 года приехал в Рим из Неаполя, привлечённый обещанием папы почтить его поэтической коронацией, но, так и не дождавшись её, умер в монастыре Святого Онуфрия на Яникуле.

Тассо - самый яркий представитель итальянской литературы Позднего Возрождения. Обширный корпус его литературного наследия составляют лирические стихотворения (всего 1708). Тематический и предметный мир лирики ограничен придворной жизнью и академией; тон лирики ровный, контрасты снимаются музыкальностью стиха, которой Тассо целенаправленно добивался. В большей степени он стремился к остроумию, нежели к философской глубине; традиционные метафоры развёрнуты в изящные картины, рисующие идеализированный образ придворного общества.

С лирикой связана пасторальная драма "Аминта" (1573, издана в 1581), отмеченная сильным идеализирующим пафосом, придающим пасторальному миру черты вневременной утопии и через систему аллюзий соотносящим его с современностью.

Наиболее значительный раздел творчества Тассо представлен эпической поэзией: рыцарским романом "Ринальдо" (1562), а также его лучшим произведением - героической поэмой "Освобождённый Иерусалим" (закончена в 1575, издана в 1581, первый полный русский перевод в прозе был выполнен в 1772 М. И. Поповым с французского языка), посвящённой кульминационному событию 1-го крестового похода - осаде и взятию Иерусалима. Тассо следовал модели "Илиады", которая представлялась ему идеальным образцом эпоса.

У главных героев его поэмы, Ринальдо и Танкреда, сложная сюжетная судьба и напряжённый душевный мир. Любовь (Танкреда - к деве-воительнице Клоринде, Ринальдо - к фее Армиде) препятствует им в исполнении их эпического долга и вводит в ситуации, отмеченные явной близостью к рыцарскому роману. Все герои поэмы проходят через сомнения, падения, прозрения; для многих намечена перспектива дальнейшего пути. Поэма, с присущими ей сочетанием противоположных точек зрения, двойственностью стиля и идейного содержания, стала ярким примером литературы маньеризма. Работа над поэмой не завершилась с её изданием: под влиянием критики, указывавшей на лингвистические неправильности и недопустимый отход от классических образцов, Тассо приступил к радикальной переделке, изымая многие романические эпизоды.

В 1593 году поэма вышла в свет под названием "Завоёванный Иерусалим". Устранение смысловой неоднозначности нанесло произведению непоправимый художественный урон. В поздней поэме "Семь дней сотворения мира" (1594, издана в 1608) доминирует религиозная дидактика. К этому же времени относятся "Рассуждения о героической поэме" (1594) - переделка юношеского поэтологического сочинения Тассо. Вопросы эстетики затронуты и в 28 диалогах, посвящённых философско-академической и светской проблематике.

Богатая разнообразными перипетиями жизнь Тассо легла в основу многочисленных литературных произведений, в том числе драмы И. В. Гёте "Торквато Тассо" (1790), поэмы Дж. Байрона "Жалоба Тассо" (1817), а также "драматической фантазии" Н. В. Кукольника "Торквато Тассо" (1833).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑