100 лет со дня рождения кинорежиссёра и сценариста Генриха Габая
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения кинорежиссёра и сценариста Генриха Габая


6 октября 2023 года исполнится 100 лет со дня рождения кинорежиссёра и сценариста Генриха Сауловича Габая (1923 - 2003).

Родился 6 октября 1923 года в Москве. В 1941 году был призван в Красную Армию Алма-Атинским городским военкоматом. Служил стрелком-радистом на Пе-2 160-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной дивизии. Совершил 17 боевых вылетов, из них 6 - на разведку и "свободную охоту". 30 ноября 1943 года успешно отражал атаки 10 истребителей противника, обеспечив благополучное возвращение экипажа с боевого задания. 20 марта 1944 года, когда самолёт Габая был атакован двумя Me-109, сбил один из них.

25 марта 1944 года в бою с тремя ФВ-190 сбил один из них, но сам получил тяжёлое ранение в глаз, а также 5 ранений в конечности. Подбитый самолёт совершил аварийную посадку в тылу противника, экипаж был захвачен в плен. После излечения в немецком госпитале Габай бежал из плена. Долгое время в осажденном городе его прятала женщина. Он остался жив, но потерял глаз, и всю жизнь проходил с черной повязкой на глазу.

В 1951 году окончил ВГИК (режиссёрский факультет, мастерская И. А. Савченко). С 1951 года - режиссёр Киевской, затем Одесской киностудий. С 1962 года - режиссёр киностудии "Мосфильм".

Первую самостоятельную постановку, да и ту в соавторстве с режиссером Всеволодом Ворониным, получил только в 1956 году. На Одесской студии ребята поставили приключенческий фильм "Капитан "Старой черепахи", о борьбе пограничников 1920-х годов с контрреволюционным подпольем. Жанровая картина выбилась в лидеры проката, собрав 27,7 миллионов зрителей. Это самый удачный фильм Габая по кассовым сборам.

Режиссер почувствовал вкус к эстетике 1920-х; романтике революции, сопряженной с острым сюжетом. Здесь и поджидала его засада, поскольку идеологические фильмы рассматривались цензорами через лупу.

Материал, за который Габай взялся, внешне был благодатным, - популярная повесть Александра Козачинского "Зеленый фургон" переиздавалась множество раз. Приключения юнца с перестрелками и правильный социальный подход, что еще надо? На Одесской студии не сомневались, что делают фильм, на который пойдет зритель и будет улыбаться начальство. Но министр культуры Украины нетленку заблокировал под предлогом, что негоже смеяться над первыми украинскими милиционерами. Под личным досмотром министра Габай резал картину, чтобы ее выпустили на экран. Фильму дали категорию - для клубного проката. "Зеленый фургон" Габая не прозвучал, в отличие от вышедшей в 1983 году версии с Дмитрием Харатьяном.

Габай вернулся в Москву, женился на дочери актера Сергея Мартинсона, Анне. Девушка работала художницей по костюмам на таких фильмах как "Каток и скрипка" Тарковского и "Пес Барбос и необычный кросс" Гайдая.

В 1962 году Габаю поручили постановку фильма "49 дней". В основе сценария Юрия Бондарева, Григория Бакланова и Владимира Тендрякова лежала история, о которой шумели все газеты страны. Баржу с молодыми солдатами унесло в океан и семь недель парни боролись со смертью, выиграв. Об этом случае были написаны статьи, стихи и снят фильм Габая. Казалось бы, все козыри находились у режиссера на руках, - распиаренный сюжет, зеленый свет министерства кинематографии, но картина прошла незаметно.

К следующему фильму Генриха "Именем революции" (1963) сценарий написал присяжный драматург пьес про Ленина Шатров. Там рассказывалось о детях, едущих к Ильичу и Феликсу Дзержинскому. "Именем революции" разгромила критика за халтурный подход.

В 1965 году Габай снял свою лучшую картину "Лебедев против Лебедева". Режиссер полностью сменил эстетику. Больше никаких пыльных шлемов, маузеров, героики. Просто молодой физик с задатками лирика (в этой роли трогательный Владимир Рецептер), хочет быть принципиальным, дерзким и смелым, но все время вынужден идти на компромисс. Повествование по тем временам Габай делал революционное: герой встречал самого себя в детстве и получал упрек в трусости; вел разговоры с двойником; реальность имела вариативность. "Лебедев против Лебедева" прошел третьим экраном.

Итак, - два лучших фильма имеют клубную судьбу, третий разгромлен критиками, четвертый не принят зрителями.

В 1967 году Генрих, отчаявшись получить полнометражную постановку, подписался на короткометражку в альманахе "Начало неведомого века". Альманах состоял из трех новелл: "Ангел" Андрея Смирнова (по Олеше), "Родина электричества" Ларисы Шепитько (по Платонову) и "Мотря" Генриха Габая (по Паустовскому). Фильмы Смирнова и Шепитько положили на полку, "Мотрю" Габая выпустили в прокат.

Во времена перестройки "Ангела" и "Родину электричества" триумфально с полки сняли, объявив шедеврами, а про "Мотрю" Габая забыли.

В итоге Генрих дошел до детского кино. В 1969 году снял "Время счастливых находок" по мотивам рассказов Искандера. В 1972 году героическую драму про пионеров, спасающих траулер "Без трех минут ровно". Работа не приносила никакого удовольствия.

В 1972 году вместе с женой и детьми эмигрировал в Израиль, затем (в 1974 году) - в США. После этого имя Габая исчезло из советского кинематографа. Эмиграция не принесла ему ни достатка, ни успеха. Он умер всеми забытый на 81-м году жизни 20 ноября 2003 года в Нью-Йорке.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑