100 лет со дня рождения венгерского и австрийского композитора и музыковеда Дьёрдья Лигети
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

100 лет со дня рождения венгерского и австрийского композитора и музыковеда Дьёрдья Лигети


28 мая 2023 года исполнится 100 лет со дня рождения венгерского и австрийского композитора и музыковеда Дьёрдья Лигети (1923 - 2006).

Дьёрдь Лигети родился в Трансильвании, в городе Дичёсентмартон (ныне Тырнэвени), в еврейской семье Ауэр. Дед композитора Шома Ауэр был известным художником, расписывавшим церкви. Он умер во время работы, свалившись с настила. Его сын Шандор, отец Дьердя, вынужден был поступить на службу в банк. Был мобилизован, ранен, в госпитале познакомился с будущей женой, Илоной Шомоди, глазным врачом. Они переехали в Дичёсентмартон, где Шандор "венгеризировал" семейную фамилию Ауэр (от нем. Aue "луг"; Лигети - "луг" по-венгерски).

Родным языком Дьёрдя был венгерский. В раннем детстве он знакомится с румынской и венгерской народной музыкой, которая в дальнейшем, наряду с сочинениями Бартока, оказала значительное влияние на его творчество. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Клуж-Напоку, где он получил начальное музыкальное образование.

В 1941 году Лигети переехал в Будапешт. Первым его опубликованным произведением была песня "Кинерет" на стихи поэтессы Рахель Блувштейн в его собственном переводе с иврита (1942).

В 1943 году, в связи с еврейским происхождением, его арестовали и привлекли к принудительным работам. В это же время его семья попала в Освенцим, в котором выжила лишь его мать (младший брат и отец погибли в концлагере Маутхаузен).

В 1949 году, изучая записи в Институте фольклора в Бухаресте, Лигети вернулся к румынскому фольклору, вдохновившись которым, написал в 1951 году "Румынский концерт". Однако, рамки соцреализма стесняли композитора, и многие из его оркестровых работ (например, "Тьма и свет" и оратория "Путешествие Иштар в Ад") так и не были завершены. Железный занавес лишил Лигети возможности контактировать с западными композиторами, а единственным источником прогрессивной музыки для него были радиопередачи.

В 1956 году Лигети (вместе с женой) эмигрировал из Венгрии в Австрию, где в последующие годы преимущественно и жил (получил австрийское гражданство в 1968).

В 1957 в Кёльне познакомился с композиторами-экспериментаторами Карлхайнцем Штокхаузеном и Готфридом Кёнигом, вместе с которыми работал в области академической электронной музыки. Однако спустя три года он потерял интерес к электронике и продолжил работу в области "акустической" инструментальной музыки.

К 1961 году Лигети получил известность и признание в кругах западноевропейского авангарда благодаря таким произведениям, как "Виде́ния" (1959) и "Атмосферы" (1961), в которых активно использовал сонорику и изобретённую им технику микрополифонии.

Другими примечательными произведениями того периода являются "Симфоническая поэма для ста метрономов" (1962), абсурдистские "Приключения" (1962) и "Новые приключения" (1965).

C 1963 по 1965 годы Лигети создал одно из эпохальных произведений XX века - "Реквием". В 1966 году Лигети написал хоровую "Lux Aeterna", в 1967 - пьесу "Отдаление", а в 1969 - "Последствия".

После выхода фильма "Космическая одиссея 2001 года" (1968) Лигети обнаружил, что там использованы фрагменты его сочинений без какого-либо авторского разрешения. Это обстоятельство послужило причиной длительного разбирательства Лигети с режиссёром Стэнли Кубриком и кинокомпанией MGM.

В 1977 Лигети написал оперу "Великий Мертвиарх" (по одноимённой драме Мишеля Гельдерода), премьера которой состоялась в 1978 году в Стокгольме. В опере композитор развивал идеи театра абсурда. В восьмидесятых годах композитор разрабатывал оригинальную ритмическую систему: одним из поворотных для его поэтики произведений стало Трио для скрипки, валторны и фортепиано (1982).

К числу наиболее популярных и мастерских относятся фортепианные этюды: первый сборник этюдов (1986) был удостоен в США Премии Гравемайера.

Среди последних произведений Лигети - "Гамбургский концерт", посвящённый немецкой валторнистке Марии Луизе Нойнекер, с которой Лигети активно сотрудничал в последние годы жизни.

На протяжении жизни (первая публикация в 1949, последняя в 1993) писал статьи преимущественно о так называемой новой музыке (проблемы мелодики, формы, нотации, электронного синтеза звуков, применения компьютеров и т.п.), в которых особое внимание уделял сочинениям А. фон Веберна и собственным композициям.

В течение жизни несколько раз менял стиль и технику композиции в диапазоне от электронной музыки и сонорики (1950-е и 1960-е годы) до неоромантизма (1980-е и 1990-е годы).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑