120 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Андрея Файта
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Андрея Файта


29 августа 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения актёра театра и кино, заслуженного артиста РСФСР Андрея Андреевича Файта (1903 - 1976).

Родился в Нижнем Новгороде 29 августа 1903 года. Происходит из немецкого купеческого рода, переселившегося в Россию в 1812 году.

В российских документах его фамилия писалась согласно традиционной российской транскрипции немецких имён и названий (Фейт). Но когда Андрей увлёкся искусством, он изменил гласную букву в своей фамилии на "а", что соответствует правильной транскрипции немецких дифтонгов -ei- и -ey-.

Его отец, Андрей Юльевич Фейт, был врачом, активно занимался политикой, стоял у истоков организации "Группа народовольцев", был членом Центрального комитета партии эсеров, подвергался арестам, неоднократно был сослан в Восточную Сибирь, после Октября 1917 сотрудничал в Комитете помощи политссыльным и заключённым. Мать Андрея Файта, Анна Николаевна, активно помогала мужу и также преследовалась властями. Ожидая отца из читинской ссылки, семья провела несколько лет в Нижнем Новгороде, где и родился второй сын Андрей.

Во время очередной ссылки в Нарымский край в 1905 году отцу Андрея Фейта удалось при помощи своих пациентов бежать во Францию. Вскоре за ним последовала и жена с сыновьями. Жили в русской колонии под Парижем, маленький Андрюша учился там же в лицее. Во время Первой мировой войны отец добровольно поехал на Верденский фронт в качестве врача французской армии. Там он организовал курсы сестёр милосердия. "За храбрость и самоотверженность, проявленные под неприятельским огнём", был награждён Военным крестом. Позже Анна Николаевна, мать Андрея, вместе с детьми вернулась в Москву, чуть позже к ним присоединился и Андрей Юльевич. Мать Андрея Файта до конца жизни проработала школьным санитарным врачом.

Андрей Файт начинал с Камерного кружка свободного искусства, называвшегося "Ке-Ке-Си". Все пять организаторов кружка писали стихи, рисовали картины, были актёрами, а Андрей был единственным, кто писал музыку.

Ещё в молодости Файт издал свой сборник стихов "Каскады страсти". Приглашённый выступить в кружке первых имажинистов от лица "Ке-Ке-Си", Андрей познакомился с Мариенгофом, Шершеневичем, Кусиковым и Есениным.

А постановка любительской стихотворной пьесы одного из приятелей, Алёши Масленникова "Ковчег великолепных дегенератов" стала в каком-то смысле переломной - после неё Андрей Файт твёрдо решил, что будет актёром.

В России Андрей учился в институте на инженера воздушного флота. Окончил Государственный институт кинематографии (1927), работал в Театре-студии киноактёра.

В кино снимался с 1924 года до конца жизни. Его первые фильмы - "Особняк Голубиных" (1925) и "Золотой запас" (1925) режиссёра В. Р. Гардина. Он - один из участников "Броненосца Потёмкина" Сергея Эйзенштейна. После этого Андрей Файт снимался почти непрерывно. Он относился к тем актёрам немого кино, которые легко и безболезненно освоились со звуковым.

Закончив последнюю свою немую картину у М. И. Ромма "Пышку", Файт почти одновременно начал сниматься в первой своей большой роли уже в звуковом фильме "Великий утешитель" (1933). Здесь Файт сыграл не просто мелкого мерзавца, а нечто большое и опасное: порождение страшного мира наживы, человека опустошённого, циничного до мозга костей, но по-своему неглупого, наделённого житейским здравым смыслом.

Затем последовало много разнообразных ролей негодяев, которые по праву принесли ему известность у режиссёров и зрителей. Своеобразная внешность Файта в соединении с великолепным владением гримом легко доводила посетителей кинотеатров до состояния неприятия героев, образы которых он создавал в таких картинах, как "Ледяной дом" (1928), "Золотое озеро" (1935), "Джульбарс" (1935), "Высокая награда" (1939), "Морской ястреб" (1941), "Встреча на Эльбе" (1949). Но им были созданы и немногие положительные образы: например, в фильме "Весёлая канарейка" (1929). А в картине "Выстрел в тумане" (1963) актёр даже играл разведчика, но сам Файт говорил смеясь: "Это ещё слишком мало, чтобы искупить всё плохое, содеянное мною на экране".

Актёрская палитра Андрея Файта была бесконечно богата. Практически без всяких внешних усилий он мог выразить любое человеческое состояние. И то, что ему не приходилось думать о средствах выражения, облегчало поиски сущности образа. Но, конечно, большое значение имел и внешний облик актёра. Даже уже очень немолодой, Файт был всегда подтянут, сдержан, точен. Он всегда находился в творческой форме. А быть всегда в форме - это непросто, этому нужно долго учиться.

Актёр был востребован всю жизнь и в сказках ("Королевство кривых зеркал", 1963, "Волшебная лампа Аладдина", 1966), и в серьёзных фильмах ("Москва - Генуя", 1964, "Колония Ланфиер", 1969, "Приваловские миллионы", 1972).

Запомнился как "главный злодей советского кино", непревзойдённый исполнитель ролей разнообразных антагонистов: от заграничных шпионов и вражеских офицеров до злых колдунов. Лишь под конец жизни снялся в главной роли положительного персонажа - в телефильме "Гончарный круг", сам актёр очень ценил эту роль и был признателен режиссёру за "режиссёрское мужество" дать ему эту роль.

До преклонных лет находился в прекрасной физической форме и многие трюковые сцены исполнял сам.

Умер 16 января 1976 года в Москве, успев сыграть свой последний эпизод в фильме Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑