120 лет со дня рождения кинорежиссёра, сценариста, актёра, педагога Ивана Пырьева
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения кинорежиссёра, сценариста, актёра, педагога Ивана Пырьева


17 ноября 2021 года исполнится 120 лет со дня рождения кинорежиссёра, сценариста, актёра, педагога; народного артиста СССР Ивана Александровича Пырьева (1901 - 1968).

Родился 17 ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край) в крестьянской семье. С восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом, учился в церковно-приходской школе. В 11 лет ушёл из дома. Скитался, подрабатывал поварёнком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах, продавал газеты.

В конце 1915 года сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. Записался в ряды Красной армии. Служил рядовым красноармейцем, затем - политруком, в 1920 году был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел 4-й железнодорожной бригады. Параллельно учился в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта.

В Екатеринбурге три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под псевдонимом Алтайский. В конце лета 1921 года в город приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

С 1921 года Пырьев служил актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта, где его учителями были Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн, но из-за разногласий по поводу постановки "На всякого мудреца довольно простоты" он покинул театр и некоторое время самостоятельно ставил спектакли в клубах, пока его не пригласил к себе Всеволод Мейерхольд.

В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Мейерхольда, учился там же на режиссёрском отделении. До 1925 года играл в Театре Мейерхольда.

В 1925 году начал свою деятельность в кинематографе. Работал ассистентом и помощником режиссёров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова на кинофабриках "Госкино", "Пролеткино" и "Союзкино". В 1929 году дебютировал в качестве режиссёра, поставив киносатиру "Посторонняя женщина" по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. За ней последовала сатирическая комедия "Государственный чиновник" (1931). Антифашистский фильм "Конвейер смерти" (1933) был снят на Московской кинофабрике "Союзфильм".

После этого Пырьев приступил к подготовке масштабной экранизации "Мёртвых душ": к сценарию был привлечён Михаил Булгаков, музыку должен был писать Дмитрий Шостакович, декорациями занимался Николай Акимов, а роль Плюшкина согласился исполнить Всеволод Мейерхольд. Но постановка не состоялась.

В 1936 году снял фильм "Партийный билет" на актуальную тогда тему бдительности. Руководство "Мосфильма" подвергло его критике, после чего Пырьев был вынужден перейти на Киевскую киностудию. Там он присмотрел для себя сценарий начинающего Евгения Помещикова и в 1937 году поставил по нему первую из своих деревенских кинокомедий - "Богатую невесту".

Его музыкальные кинокартины "Богатая невеста" (1937), "Трактористы" (1939), "Свинарка и пастух" (1941), "В 6 часов вечера после войны" (1944), "Сказание о земле Сибирской" (1947), "Кубанские казаки" (1949) снискали всенародную популярность, принесли ему почётные звания, премии и награды. Во всех этих фильмах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина. В 1942 году снял фильм "Секретарь райкома".

После войны Пырьев был также назначен главным редактором журнала "Искусство кино", который не выходил с июля 1941 по октябрь 1945 года. Его стараниями журнал быстро возродился. После постановления ЦК ВКП(б) от 4 сентября 1946 года был снят с редакторской должности за фотографии "негодных" фильмов на обложках журнала. Одновременно его отстранили от руководства Домом кино.

В 1950-1960 годах отошёл от жанра кинокомедии, экранизировав произведения Фёдора Достоевского "Идиот" (1958), "Белые ночи" (1959), "Братья Карамазовы" (1968). По результатам опроса читателей журнала "Советский экран" его экранизации "Идиота" и "Братьев Карамазовых" были признаны лучшими фильмами года.

В 1954-1957 годах был директором киностудии "Мосфильм". В 1956 году выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при "Мосфильме", которыми руководил с 1957 по 1965 год. Активно опекал начинающих талантливых режиссёров; вызвал на "Мосфильм" Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко. Он практически силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за постановку музыкальной комедии "Карнавальная ночь", которая положила начало его карьере. Его друзьями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Александр Столпер, Леонид Луков.

На VI Московском международном кинофестивале (1969) Пырьеву посмертно присудили специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑