120 лет со дня рождения музыканта, композитора Юрия Милютина
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

120 лет со дня рождения музыканта, композитора Юрия Милютина


18 апреля 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения Юрия (Георгия) Сергеевича Милютина (1903 - 1968).

Родился 18 апреля 1903 года в Москве в семье служащего. В 1918 году окончил Московское Реальное училище Воскресенского. В 1917-1919 годах получил также начальное музыкальное образование на музыкальных курсах В. К. Коссовского. Был драматическим актёром в Камерном театре (1920), Московском театре имени Софронова (1921), а также в Московском Опытно-героическом театре (1922), к спектаклям которого ("Копилка" Э. Лабиша и Н. Р. Эрдмана, "Женитьба" Н. В. Гоголя) 19-летний Ю. С. Милютин сочинил музыку.

В 1921 году окончил студию Московского Камерного театра. В 1924-1925 годах принят композитором и пианистом в эстрадный коллектив "Синяя блуза". Писал танцевальную музыку и песни, в частности, "Шумит ночной Марсель" (1924) на стихи Н. Р. Эрдмана, "Танго" (1924) и "На старой барже" (1926) на стихи О. Осенина для театров миниатюр "Кривой Джимми", "Павлиний хвост", кабаре "Нерыдай".

В 1924 году состоялся дебют Милютина в качестве автора оперетты, когда на сцене Московского театра "Эрмитаж" была поставлена "Балерина императорских театров".

В 1929-1932 годах работал тапёром в московских кинотеатрах, заведовал музыкальной частью нескольких театров: студии Р. Н. Симонова, театра-студии под руководством Ю. А. Завадского и Театра сатиры, писал музыку к их постановкам. Для завершения музыкального образования в 1930 году поступил в Московский областной музыкальный техникум по отделению композиции (курс С. Н. Василенко и А. В. Александрова), окончил его в 1934 году. В 1933-1934 годах был заведующим музыкальной частью Гостеатра детской книги им. Халатова, где написал музыку и оформил два кукольных спектакля.

Широкую известность Милютину принесли патриотические песни 30-х годов и периода Великой Отечественной войны: "Гибель Чапаева" (1936, 1-я премия на конкурсе ЦК ВЛКСМ), "На Дальнем Востоке" (1938), "Нас не трогай" (1938), "Чайка" (1939), "Возле города Кронштадта" (1942), "Всё равно" (1942), "Голубой конверт" (1942), "Под Белгородом" (1945) и др.

Песни Юрия Сергеевича отличаются эмоциональной непосредственностью, мелодической ясностью, задушевным лиризмом. Эти черты характерны и для лучших его песен послевоенного периода - "Сирень-черёмуха", "Ленинские горы", "Морская гвардия", "Провожают гармониста", "Среди полей России", "Всё стало вокруг голубым и зелёным" (из к/ф "Сердца четырёх"), "Песня Шуры" (из к/ф "Сердца четырёх"), "Синеглазая" и другие.

В годы Великой Отечественной войны Юрий Сергеевич выступал с концертными бригадами в прифронтовых частях, в госпиталях, писал музыку для военных ансамблей и хоров.

С 1945 года основное внимание уделял жанру оперетты. Сценическим произведениям Милютина, по оценкам критики, свойственны стремительность развития действия, чёткость музыкальных характеристик. Автор часто использует в опереттах элементы фольклора (русского, гуцульского, латиноамериканского). Среди наиболее известных работ в этом жанре - "Девичий переполох", "Трембита", "Поцелуй Чаниты", "Цирк зажигает огни". Оперетты Милютина ставились и в театрах стран социалистического блока (Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Прага, Брно, София, и др.).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑