125 лет со дня рождения актёра театра и кино, народного артиста СССР Анатолия Кторова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения актёра театра и кино, народного артиста СССР Анатолия Кторова


24 апреля 2023 года исполняется 125 лет со дня рождения актёра театра и кино, народного артиста СССР Анатолия Петровича Кторова (1898 - 1980).

Настоящая фамилия Викторов. Родился 24 апреля 1898 года в Москве.

В 1916 году, когда он учился на первом курсе театральной студии Федора Комиссаржевского при Театре имени Веры Федоровны Комиссаржевской, к ним в студию пришел новый преподаватель - Илларион Певцов, занимавший особое место в ряду кумиров публики. В становлении Кторова он сыграл большую роль. В студии предложил ему приготовить "Записки сумасшедшего" Гоголя и долго работал с ним, чувствуя его стремление к форме и сложным рисункам ролей.

В юности Кторов заикался, при переходе на второй курс было решено его сократить, ведь не может быть актер-заика. Отстоял его Певцов, доказывая, что заикание не органическое и что оно пройдет. Кторов в студии был оставлен.

В 1919 году окончил студию под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского при театре имени В.Ф. Комиссаржевской. В 1917-1918 годах и в 1923 году - актёр Театра имени В. Ф. Комиссаржевской; В 1919-1920 годах - актёр Государственного Показательного театра; В 1921 году и в 1923-1933 годах - актёр Театра Корша.

В 20-х он был звездой экрана: герой фильмов Якова Протазанова "Закройщик из Торжка", "Праздник святого Иоргена", "Марионетки", "Процесс о трех миллионах". Его вызывающее изящество, блестящий цилиндр, крахмальные манишки, вся его отточенная пластика придавали особую притягательность мелодраматическим сюжетам кинолент, в которых он снимался. С его именем уже тогда была связана особая эстетика - эстетика торжествующего шика, блеска, ослепительного мужского магнетизма.

С 1933 года - актёр МХАТа. С этого момента в судьбе Кторова многое изменилось, и, в частности, артист надолго - почти на три десятилетия - оставил кинематограф. В большой труппе МХАТ Кторов далеко не сразу обрёл себя.

Кторов пришел во МХАТ в 1933 году после закрытия театра Корша, где он прослужил 13 лет. У Корша он играл много. Первой актрисой этого театра была его жена Вера Николаевна Попова, выдающееся дарование, любовь театральных зрителей и театральной Москвы тех далеких лет. Она играла Глафиру в "Волках и овцах", Ларису в "Бесприданнице", Анну Кристи в драме 0'Нила "Анна Кристи" и, по словам П. Маркова, была "одна из лучших актрис советской сцены". Кторов всю жизнь боготворил Попову. В 1932 году Кторов играл в "Бесприданнице" Карандышева, спектакль ставил В. Сахновский, и вся театральная Москва стремилась посмотреть Ларису-Попову.

Первая роль - Звонцов в "Егор Булычев и другие", спектакль был неудачен, прошел 28 раз и сошел со сцены. Потом начались вводы, первый - в "Пиквикский клуб" на роль Сэма Уэллера, сыгранную им блестяще. Но новых ролей или, точнее, новых премьер не было. Потом его ввели на Шервинского в "Днях Турбиных". Иногда попадались эпизоды, играл попа в "Земле" Николая Вирты, Долгорукова в "Последних днях" Булгакова.

В 1937 году Кторов сыграл Паратова в знаменитом фильме Якова Протазанова "Бесприданница", ставшем классикой русского кинематографа XX века. Роскошный Паратов-Кторов покорял высокомерием и обольстительностью, на экране существовал красивый, блистательный фат. Долгие годы им определяли меру "роковой красоты".

Кторов во МХАТе играл вводы: Шервинского в "Днях Турбиных" после Прудкина, Джозефа Сэрфеса в "Школе злословия" в очередь с Прудкиным, прокурора Скроботова во "Врагах" после Хмелева. Актер громадного таланта и мастерства, все довоенные и послевоенные годы он жаждал работы. Мечтал сыграть Тузенбаха в "Трех сестрах", лорда Горинга в "Идеальном муже" Уайльда, роль, казалось, созданную для него, но за ним прочно укоренилось амплуа актера на отрицательные роли.

После войны играл больше: Серебрякова в "Дяде Ване", Автолика в "Зимней сказке", Суслова в "Дачниках", Забелина в "Кремлевских курантах", но событиями ни эти роли, ни спектакли не становились.

В театре за шесть десятилетий творческой деятельности Анатолий Петрович Кторов сыграл девяносто девять ролей, в кино - всего двенадцать (лучшие из них - в фильмах Я. А. Протазанова). Он в конце 1930-х годов без сожаления прервал свою кинокарьеру, вернувшись в кино только в середине 1960-х годов, чтобы сыграть Николая Андреевича Болконского ("Война и мир" режиссёра С.Ф. Бондарчука, 1966) - величественного и чудаковатого старца, гордого, проницательного, возвышающегося над всеми остальными героями, как одинокий утёс.

Знаменательным событием для актёра стала роль Бернарда Шоу в пьесе Джерома Килти "Милый лжец" (1962). Спектакль стал событием в театральной жизни Москвы, на долгие годы войдя в репертуар актёра. Степанова и Кторов играли поразительно, их художественная логика анализировала каждую фразу, находя удивительные переходы от одной мысли к другой и заражая своим обаянием зрительный зал. Это была гениально сыгранная роль, Кторов играл Бернарда Шоу ровно 14 лет. 23 октября 1976 года спектакль прошел в последний раз. Играть Кторову становилось тяжело. Он болел, забывал текст. Наступил день, когда Степанова отказалась от роли.

Дуэт Бернарда Шоу и Патрик Кэмпбелл был созданием утонченного лиризма и изощренного интеллектуального наполнения. Теперь этот спектакль можно посмотреть в записи. А. Эфрос осуществил съемку спектакля, поставленного И. М. Раевским.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑