125 лет со дня рождения кинорежиссёра, актёра, сценариста, народного артиста СССР Фридриха Эрмлера
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

125 лет со дня рождения кинорежиссёра, актёра, сценариста, народного артиста СССР Фридриха Эрмлера


13 мая 2023 года исполнится 125 лет со дня рождения кинорежиссёра, актёра, сценариста, народного артиста СССР Фридриха Марковича Эрмлера (1898 - 1967).

Настоящее имя - Владимир Михайлович Бреслав. Родился 13 мая 1898 года в Режице Витебской губернии (сейчас - это город на востоке Латвии) в бедной еврейской семье, был старшим из пятерых детей. Отец был мебельщиком, в 1905 году уехал на заработки в Америку, где умер в 1909 году, и мать воспитывала детей сама.

С двенадцати лет служил мальчиком на побегушках на аптечном складе. В 1916 году призван в армию, в конце 1917 года дезертировал под Ригой и вскоре прибыл в Петроград. В годы Гражданской войны служил в РККА, затем в отделе по борьбе с контрабандой ЧК (1919). В 1919 году вступил в РКП(б) и тогда же принял псевдоним Эрмлер.

В 1923-1924 годах учился на актёрском отделении Ленинградского техникума экранного искусства (ныне Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения), работал в объединении "Ленинградкино". С 1924 года работал на кинофабрике "Севзапкино" (ныне киностудия "Ленфильм").

В 1925 году организовал творческое объединение "КЭМ" (Кино-экспериментальная мастерская, совместно с Э. Ю. Иогансоном), где поставил первый свой фильм "Скарлатина".

Ранние фильмы Эрмлера ("Катька-Бумажный Ранет", 1926, совместно с Иогансоном; "Дом в сугробах", 1928, по мотивам рассказа "Пещера" Е. И. Замятина; "Парижский сапожник", 1928) отличаются интересом к быту, житейским историям людей, сведённых по воле случая вместе. Режиссёр умел подчеркнуть человечность, задушевность и лирический юмор происходящего на экране, в том числе благодаря своему постоянному актёру Фёдору Никитину, в облике которого интеллигентность и мечтательность сочетались с простоватостью человека не от мира сего. Актёрская фактура Никитина талантливо использована в лучшей постановке Эрмлера периода немого кино - "Обломок империи" (1929).

В 1929-1931 годах учился в Коммунистической академии. Работал редактором газеты "Кино", председателем бюро РОСАРРК (Российской ассоциации работников революционной кинематографии).

В 1930-х годах отходит от монтажно-поэтического кинематографа и ставит традиционные по выразительным средствам социально-бытовые фильмы "Встречный" (1932, совместно с С. И. Юткевичем) и "Крестьяне". Картина "Встречный" была одной из первых звуковых лент советского кинематографа, музыку к ней написал выдающийся композитор Д. Д. Шостакович. Меняется и тематика фильмов Эрмлера: "Встречный" воспевал пафос первой пятилетки, а "Крестьяне" посвящены борьбе против классового врага в деревне.

Масштабный биографический кинороман "Великий гражданин" (1938-1939), посвященный памяти С. М. Кирова (в фильме Шахов в исполнении Боголюбова), создавался в годы пика сталинских репрессий.

С 1940 года - художественный руководитель киностудии "Ленфильм". В 1941-1944 годах - кинорежиссёр Центральной объединённой киностудии художественных фильмов (ЦОКС) в Алма-Ате (ныне киностудия "Казахфильм"). Вёл курс в Техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств.

Во время Великой Отечественной войны создал экспрессивную и проникнутую гневом кинодраму о партизанах "Она защищает Родину" (1943, Сталинская премия за 1946 год), которая примечательна работой Веры Марецкой над образом народной героини Прасковьи Лукьяновны.

В послевоенные годы Эрмлер находится в первой шеренге художников-большевиков и в этом качестве ставит фильмы "Великий перелом" о Сталинградской битве и "Великая сила" о борьбе советских учёных с космополитами.

Смерть Сталина освободила Эрмлера от обязанности делать "великие" фильмы-монументы. Едва почуяв слабое дыхание оттепели, он уже в 1953 году выступил с сатирической короткометражкой "Разбитые мечты" о подхалиме и карьеристе, усиленно добивающемся расположения начальства. Однако картина была отправлена на полку и вышла лишь в 1962 году - уже как "Званый ужин".

В ситуации своеобразной реабилитации простых человеческих чувств в советском кинематографе середины 1950-х годов Эрмлер поставил одну из первых душевных и трогательных лент о любви - "Неоконченную повесть" (1955), где солировали актёры Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук.

В историко-революционном жанре режиссёр продолжал творить по старинке ("День первый", 1958), пока не столкнулся с реальной судьбой В. В. Шульгина и попытался заново оценить вместе с ним события 20 века в художественно-документальном фильме "Перед судом истории" (1965). Во многих своих фильмах Эрмлер выступал в качестве соавтора сценариев.

Умер 12 июля 1967 года на 70-м году жизни в посёлке Комарово.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑