130 лет со дня рождения актёра, режиссёра, педагога, теоретика театра Алексея Дмитриевича Попова
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

130 лет со дня рождения актёра, режиссёра, педагога, теоретика театра Алексея Дмитриевича Попова


24 марта 2022 года исполняется 130 лет со дня рождения актёра, режиссёра, педагога, теоретика театра; народного артиста СССР Алексея Дмитриевича Попова (1892 - 1961).

Главный режиссёр Театра Революции (1931-1935) и Центрального театра Красной Армии (1935-1958).

Родился 24 марта 1892 года в Николаевске Самарской губернии Российской империи (ныне Пугачёв, Саратовская область России). Вскоре семья переехала в Самару. Потом Поповы перебрались в Саратов.

Увлёкся сценой, когда в городе открылся театр "Общества народной трезвости", где ведущими актёрами были Александр Правдин и Дмитрий Карамазов. Он поступил статистом в городской театр, самостоятельно освоил искусство грима. Время от времени участвовал в дачных любительских спектаклях, познакомившись с актёром Театра Корша Николаем Щепановским, который имел дачу в селе Родничок под Саратовом.

Окончив четыре класса училища, устроился чертёжником на Рязано-Уральскую железную дорогу. Посещал театральный кружок при "Клубе приказчиков" под руководством Правдина и по его совету решил учиться живописи в Казанской художественной школе, надеясь "проникнуть" на большую сцену в качестве художника-декоратора.

Алексей уехал в Москву, прошёл серьёзный отбор в Московский Художественный театр и в октябре 1912 года был зачислен в труппу. Всю зиму 1913 года он играл в массовках. Поворотной стала роль слуги Василия в "Мысли" по пьесе Леонида Андреева. Спектакль успехом не пользовался, но Владимир Немирович-Данченко признал, наконец, талант юного актёра. Дальше последовала роль Аполлона в "Провинциалке" Ивана Тургенева и другие.

С 1914 года занимался в 1-й Студии МХТ, играл дьякона в "Неизлечимом" по Глебу Успенскому, Калеба в "Сверчке на печи" по повести Чарльза Диккенса, Норлинга в "Потопе" Юхана Бергера. С 1915 года также снимался в кино; среди его ролей был Смердяков в первой экранизации "Братьев Карамазовых" (фильм ставил актёр МХТ Виктор Туржанский).

В 1916 году дебютировал как режиссёр в руководимой Евгением Вахтанговым "Мансуровской" студии (ныне Театр имени Е. Б. Вахтангова) постановкой "Незнакомки" Александра Блока. Со временем укрепился в желании работать именно в режиссуре.

В 1918 году написал Немировичу-Данченко о решении покинуть театр, в котором его "ничего не радовало", и уехал в Кострому к знакомому, который пообещал выделить деньги на организацию художественной студии. Первой законченной режиссёрской работой стала постановка спектакля "Гибель "Надежды" в созданной им в сентябре 1918 года в Бонячках рабочей театральной студии.

С конца 1918 по 1923 год возглавлял Костромской Театр студийных постановок, на сцене которого выступал и как актёр. Поставил ряд спектаклей, в том числе по режиссёрским экспликациям 1-й Студии МХТ: "Потоп" и "Сверчок на печи". Начиная с 1919 года вёл педагогическую работу в театральных студиях.

В 1923 году Попов, побывав на спектакле "Принцесса Турандот" Вахтанговского театра, был так потрясён увиденным, что разочаровался в своём театре и вернулся в Москву. В том же году стал режиссёром 3-й студии МХАТа, в 1926 году преобразованной в Театр им. Е. Б. Вахтангова, и работал там до 1930 года. Дебютировал постановкой "Комедии Мериме". Наиболее значительными работами этого периода стали "Виринея" по повести Лидии Сейфуллиной и "Разлом" по пьесе Бориса Лавренёва. Спектакль "Зойкина квартира" по Булгакову подвергся жёсткой критике, и к сатире он больше не возвращался.

В 1927-1929 годах учился в мастерской Сергея Эйзенштейна при ГТК. Поставил две комедии как кинорежиссёр: "Два друга, модель и подруга" (1927), имевшую большой зрительский успех, и менее удачную "Крупную неприятность" (1930), титры к которой писал Михаил Зощенко, а в эпизодической роли дебютировал 12-летний сын Попова Андрей - впоследствии крупный советский актёр и режиссёр.

В 1931 году возглавил Театр Революции, которым руководил до 1935 года. Осуществил вошедшие в историю советского театра постановки ранних пьес Николая Погодина "Поэма о топоре", "Мой друг" и "После бала", а также "Ромео и Джульетты" с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой в главных ролях. В своих постановках стремился к синтезу творческих принципов Станиславского, Немировича-Данченко и Вахтангова.

В 1935 году был назначен художественным руководителем и главным режиссёром в Центральный театр Красной Армии, где создал лучшие исторические и историко-революционные спектакли того времени: "Год 19-й" Иосифа Прута, "Падь Серебряная" Николая Погодина, "Флаг адмирала" Александра Штейна, "Поднятая целина" по Михаилу Шолохову и другие. Не менее успешным были и его обращения к классике, прежде всего "Укрощение строптивой" и "Ревизор". В 1940 году театр переехал в новое здание, сцена которого была в 12 раз больше предыдущей, и спектакли приобрели огромный размах.

Одновременно с приходом в театр начал преподавать в ГИТИСе на курсах режиссуры совместно с Марией Кнебель; их ученики впоследствии становились ведущими режиссёрами. В 1940 году получил звание профессора, в 1957 году - доктора искусствоведения.

С началом Великой Отечественной войны Попов собрал труппу и сказал, что нужно работать на фронте. С первых и до последних дней артисты во главе с главным режиссёром выезжали на передовую. Были поставлены пьесы "Давным-давно" Александра Гладкова и "Сталинградцы" Юлия Чепурина.

В 1958 году был отправлен с поста главного режиссёра на пенсию. К этому привел ряд разногласий с руководящими органами Главного политического управления СА и ВМФ СССР, в подчинении которого находился театр.

Последний год жизни пытался осмыслить пройденный путь: преподавал, писал мемуары, выпустил ряд теоретических работ по вопросам театра, сформулировав "миссию актёра и задачи режиссуры" на переломе столетия. В том же году был назначен художественным руководителем ГИТИСа.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑