130 лет со дня рождения живописца, графика, скульптора, фотографа Александра Родченко
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

130 лет со дня рождения живописца, графика, скульптора, фотографа Александра Родченко


5 декабря 2021 года исполнилось 130 лет со дня рождения живописца, графика, плакатиста, скульптора, фотографа, художника театра и кино Александра Михайловича Родченко (1891 - 1956).

Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, один из представителей фотографии Нового видения. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.

Родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театрального бутафора. С ранних лет мечтал создавать невероятные костюмы и представления из света, цвета, воздуха. В 1901 году семья переехала в Казань. Учился на зубоврачебного техника, но выбрал путь художника.

В Казанской художественной школе (1910–1914) был вольнослушателем, подрабатывал уроками и оформительскими работами для Казанского университета. Среди преподавателей особенно ценил Николая Фешина.

Любимые художники: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Обри Бёрдсли. Ему нравилась чистота линий в японской гравюре Утамаро и Хокусаи. Интересовался литературой, писал стихи, иллюстрировал для себя пьесы Уайльда, любил поэзию Бодлера, Брюсова и Бальмонта.

В 1914 году в Казани познакомился с Варварой Степановой. С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве.

В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается графическим оформлением. Применил фотомонтаж для иллюстрирования книг, например, "Про это" В. Маяковского (1923).

Фотографией Родченко занимался с 1924 года. Известны его психологические портреты близких ("Портрет матери", 1924), друзей и знакомых из Лефа (портреты Маяковского, Л. Ю. и О. М. Брик, Асеева, Третьякова). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии "Дом на Мясницкой", 1925 и "Дом Моссельпрома", 1926) в журнале "Советское кино".

В статьях "Пути современной фотографии", "Против суммированного портрета за моментальный снимок" и "Крупная безграмотность или мелкая гадость" пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии. Участвовал в выставке "Советская фотография за 10 лет" (1928, Москва).

В конце 1920-х - начале 1930-х - фотокорреспондент газеты "Вечерняя Москва", журналов "30 дней", "Даёшь!", "Пионер", "Огонёк" и "Радиослушатель". Одновременно работал в кино (художник фильмов "Москва в Октябре", 1927, "Ваша знакомая", 1927, "Кукла с миллионами" и "Альбидум", 1928) и театре (постановки "Инга" и "Клоп", 1929).

Его сценография отличалась лаконизмом и чистотой. Мебель и костюмы в духе позднего конструктивизма можно рассматривать как рациональные образцы для производства. Динамика и трансформация присутствовала даже в моделях одежды.

Вёл в журнале "Советское кино" страничку "Фото в кино", печатал статьи о современной фотографии в журнале "Новый Леф". На базе фотосекции творческого объединения "Октябрь" в 1930 создал одноимённую фотогруппу, в которой собрались самые авангардные мастера советской фотографии: Б. В. Игнатович, Е. М. Лангман, В. Т. Грюнталь, М. А. Кауфман.

В 1932 вступил в Московский СХ как художник книги. Но одновременно работал в президиуме Союза фотокиноработников, был членом жюри фотовыставок, посылавшихся в 1930-е ВОКС в Европу, Америку, Азию. Дизайнер фотоальбомов "15 лет Казахстана", "Первая конная", "Красная армия", "Советская авиация" и других (совместно с супругой В. Степановой).

Продолжал занятия живописью в 1930-1940-е годы. Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального союза кинофотоработников, был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года. В 1936 участвовал в "Выставке мастеров советского фотоискусства".

Его снимки физкультурных парадов - апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников - Александр Дейнека). В 1938-1940 годах фотографировал артистов цирка, позже вернулся к живописи.

После войны Родченко почти ничего не создает - только оформляет книги и альбомы вместе с женой.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑