135 лет со дня рождения писателя и драматурга, философа, историка и теоретика театра Сигизмунда Кржижановского (1887-1950)
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

135 лет со дня рождения писателя и драматурга, философа, историка и теоретика театра Сигизмунда Кржижановского (1887-1950)


11 февраля 2022 года - 135 лет со дня рождения писателя и драматурга, философа, историка и теоретика театра Сигизмунда Доминиковича Кржижановского (1887-1950).

Родился 11 февраля 1887 года в Киеве. По национальности был поляком, по религиозным убеждениям - католик. Юноша мечтал о карьере оперного певца и брал уроки пения. Получив домашнее образование, в 1899 году Сигизмунд был принят в 4-ю киевскую гимназию.

В 1907 году Сигизмунд Кржижановский продолжил обучение на юридическом факультете Киевского университета, параллельно посещал лекции на историко-филологическом.Тогда же началась его литературная деятельность: в 1912 году состоялась первая публикация стихов, а после заграничной поездки по Италии, Австрии, Франции, Германии в "Киевской мысли" были напечатаны его путевые очерки. Окончив университет, в 1913-17 гг. служил помощником присяжного поверенного в Киеве.

В революционном 1918 году он оставил юридическую практику и читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, литературы и музыки в Киевской консерватории, Музыкально-драматическом институте и Еврейской студии Киева. В журналах были напечатаны его стихотворение "Бригантина", рассказ "Якоби и якобы" .

В 1920 году на литературном вечере познакомился с будущей женой Анной Бовшек (1889-1971), актрисой первой студии МХТ, ученицей К. Станиславского и Е. Вахтангова. Вместе они устраивали концертные выступления.

В 1920-е - 1930-е гг. осуществил ряд инсценировок для Камерного театра и работал сценаристом в "Межрабпомфильме"; позднее выступал как литературовед, исследователь английской и польской литературы.

Желая сменить обстановку, в 1922 году Кржижановский переехал в Москву, преподавал в студии Камерного театра. Там в декабре 1923 года состоялась премьера единственной дошедшей до сцены его пьесы "Человек, который был Четвергом", драматическая переработка одноимённого романа английского писателя Честертона.

В середине 1920-х годов активно участвовал в деятельности Государственной академии художественных наук. Быстро став известным в московских театральных кругах, Кржижановский регулярно проводил публичные чтения своих новелл, очерков по драматургии и психологии сцены. В этот период он написал основную часть своих прозаических произведений: 5 повестей и 6 книг-новелл; в журнале "Неделя искусства, литературы и театра" была напечатана повесть в очерках "Штемпель: Москва". Были опубликованы статьи по истории и теории литературы и театра в газете "Советское искусство", журналах "Литературный критик" и "Интернациональная литература", для которого было написано несколько статей о Бернарде Шоу. Также С. Д. Кржижановский выступал как киносценарист и автор оперных либретто.

Ему принадлежат сценарии фильмов "Праздник Святого Йоргена" (1929, режиссёр Яков Протазанов) и "Новый Гулливер" (1933, режиссёр Александр Птушко), либретто оперы Кабалевского "Кола Брюньон".

В 1942 году состоялась премьера оперы Сергея Василенко "Суворов" по его либретто. Была создана инсценировка романа "Евгений Онегин" на музыку Сергея Прокофьева, а сама работа над ней привела к продолжительному "пушкинскому" периоду в творчестве писателя. Результатом стали несколько теоретических работ по теории литературы: "Искусство эпиграфа (Пушкин)", наброски "Словаря эпиграфов". Из заказанного ему предисловия к первому тому Собрания сочинений Уильяма Шекспира вырос "шекспировский" период творчества, во время которого был написан ряд статей и очерков о творчестве английского драматурга. Несмотря на свою известность, Кржижановскому редко удавалось издавать свои произведения, что вынуждало его зарабатывать на жизнь внелитературной работой.

В 1925-31 гг. он служил контрольным редактором в издательстве "Энциклопедия", писал сценарии рекламных роликов и т.п. Он четырежды пытался издать сборники новелл и повестей. Например, повесть "Возвращение Мюнхгаузена" была уже принята к печати, но все же отклонена издательством. Из теоретических работ отдельной брошюрой была лишь издана "Поэтика заглавий" (1931). Несколько раз он предпринимал безуспешные попытки поставить свои пьесы.

В 1939 году Кржижановский был принят в Союз писателей.

С 1940 года художественной прозы Кржижановский уже не писал.

Во время войны написал множество очерков, посвященных столице и войне. Они, как и раньше, не издавались, на жизнь зарабатывал переводами стихов и польской прозы.

Широкая публикация текстов Кржижановского благодаря Вадиму Перельмутеру началась только с 1989 года. Собрание сочинений в шести томах на русском языке печаталось с 2001 по 2012 год в издательстве "Симпозиум". Сюда вошло практически все, что было написано автором: большинство его теоретических работ о театре, драматургия и философские работы, а также часть переписки.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑