140 лет со дня рождения театрального режиссёра, педагога, теоретика театра, художника и переводчика Фёдора Комиссаржевского
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения театрального режиссёра, педагога, теоретика театра, художника и переводчика Фёдора Комиссаржевского


4 июня 2022 года исполнится 140 лет со дня рождения русского театрального режиссёра, педагога, теоретика театра, художника и переводчика Фёдора Фёдоровича Комиссаржевского (1882 - 1954).

Сын певца Ф. П. Комиссаржевского, брат В. Ф. Комиссаржевской. Основатель театра имени В. Ф. Комиссаржевской. После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров Англии, с 1939 года жил и работал в США.

Его отец, известный певец Ф. П. Комиссаржевский, в своё время тайно обвенчался в Царском Селе с дочерью офицера Преображенского полка Марией Николаевной Шульгиной, в браке с которой родились три дочери: Вера, Надежда и Ольга. Во время гастрольного турне Ф. П. Комиссаржевский познакомился с польской княжной Курцевич, на которой вскоре женился; в этом браке в Венеции и родился в 1882 году сын Фёдор.

Получил архитектурное образование. Вошёл в число пайщиков Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, который открылся 15 сентября 1904 года в здании петербургского "Пассажа" спектаклем "Уриэль Акоста" Гуцкова. Это был демократичный интеллигентный театр, основу репертуара которого составляли произведения Г. Ибсена, А. П. Чехова и А. Н. Островского.

С 1904 по 1909 год Фёдор Фёдорович возглавлял постановочную часть театра, для которого перевёл пьесы Августа Стриндберга, Кнута Гамсуна и Карло Гольдони. Поставил на сцене пьесы "Бесовское действо" А.М. Ремизова (1907), "Чёрные маски" Л.Н. Андреева (1908, совместно с А.П. Зоновым), "Праматерь" Ф. Грильпарцера (1909, оформление А.Н. Бенуа) и "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони (1909). Режиссёрские работы были близки к классическим традициям символизма.

В 1909 году вместе с Н. Н. Евреиновым организовал театральное кабаре под названием "Веселый театр для пожилых детей".

В 1910 году переехал в Москву. Через некоторое время (при участии К. В. Бравича и П. М. Ярцева) открыл свою театральную школу. В студии поставил спектакли "Фауст" Гёте и "Идиот" Достоевского. Большое внимание уделял проблемам актёрского перевоплощения, придерживался традиционному построению спектакля и системы К. С. Станиславского. Был режиссёром Театра К. Н. Незлобина, в труппе которого иногда играла его сестра, поставил спектакли "Мещанин во дворянстве" Мольера (1911), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" А. Н. Островского (1910), "Принцесса Турандот" К. Гоцци (1912) и "Идиот" по Ф. М. Достоевскому (1913).

На сцене Малого театра поставил спектакль "Лекарь поневоле" Мольера (1913). Мастерская Комиссаржевского готовила универсальных актёров, кроме актёрского мастерства, владевших сценическим движением и вокалом. Среди актёров были Игорь Ильинский и Михаил Жаров. На основе школы-студии и при участии ряда бывших сотрудников "Свободного театра" Ф. Ф. Комиссаржевским и В. Г. Сахновским в 1914 году был организован Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, в репертуар которого вошли "Гимн Рождеству" по Ч. Диккенсу, "Каждый человек" (моралите XV в.), "Скверный анекдот" по Ф. Достоевскому (1915).

В 1918 году Комиссаржевский ушёл из театра, и в 1919 году он закрылся. Но в 1924-1925 годах театр работал вновь, возобновлённый Сахновским. Были поставлены: "Отжитое время" ("Свадьба Кречинского" и "Дело" А. В. Сухово-Кобылина, режиссёр Н. О. Волконский), "Мёртвые души" по Н. В. Гоголю и др.

После революции был оперным режиссёром, работал в Большом театре и оперном театре Зимина. Ставил оперы "Евгений Онегин" и "Князь Игорь". В 1918 году вместе с В. М. Бебутовым организовал Театр-студию ХПСРО, в котором ставились как драматические, так и оперные спектакли. Здесь Комиссаржевский поставил, в частности, "Похищение из сераля" В. А. Моцарта и "Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха; большой удачей режиссёра стала постановка "Бури" У. Шекспира (совместно с Бебутовым).

У Ф. Ф. Комиссаржевского было много жён, но официальных, по некоторым сведениям, всего три. Первой женой была молодая актриса Елена Комиссаржевская (ур. Акопян, 1895-1981), впоследствии жена основателя "Летучей мыши" Н. Ф. Балиева и артистка труппы "Le Théâtre de la Chauve-Souris".

В 1919 году эмигрировал в Лондон. Уже в июне 1919 года представил оперные сезоны, с оперным тенором Владимиром Розингом и дирижёром Адрианом Боултом.

Преподавал в Королевской академии драматического искусства. Среди его студентов были многие известные актёры: Джон Гилгуд, Чарльз Лоутон, Доналд Волфит, Кристофер Пламмер, и будущая жена, оскароносная английская актриса Пегги Эшкрофт.

С 1923 по 1924 год поставил на сцене Театра Елисейских полей спектакли: "Дорога в Лувр" А. Милна (на английском языке), "Клуб мандариновых уток" А. Дювернуа и П. Фортуни, "Дуэнья" Р. Шеридана. Был приглашен режиссёром Английского театра.

В 1925 году открыл свой частный маленький театр "L’Arc-en-Ciel". С 1925 по 1936 год ставил в английском театре пьесы Антона Павловича Чехова: "Иванов" (1925), "Дядя Ваня" (1926), "Три сестры" (1926) и "Чайка" (1936).

В 1931 году сделал свою инсценировку и эскизы костюмов для "Пиковой дамы" А. С. Пушкина, спектакль был поставлен на сцене театра "Madeleine" французским составом труппы Н. Балиева "Le Théâtre de la Chauve-Souris".

В 1936 году поставил "Короля Лира" Шекспира в Royal Shakespeare Theatre в Стратфорд-на-Эйвоне (1936). Часто свои спектакли оформлял сам, изучал историю костюма.

После начала Второй мировой войны Комиссаржевский переехал в США. Работал в театрах, поставил "Преступление и наказание" Ф. Достоевского (1947) и оперу "Воццек" А. Берга (1952).

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑