140 лет со дня рождения художницы-авангардистки, художницы театра и кино, дизайнеру Александре Экстер
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

140 лет со дня рождения художницы-авангардистки, художницы театра и кино, дизайнеру Александре Экстер


18 января 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения художницы-авангардистки, графика, художницы театра и кино, дизайнера Александры Александровны Экстер (1882 - 1949).

Одна из основоположниц стиля "ар-деко". Экстер внесла существенный вклад в становление русской авангардной живописи, сценографии и декоративно-прикладного искусства.

Родилась 18 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи. Её детство и юность прошли в Киеве. Окончив в 1906 году КХУ, мечтала продолжить образование в Париже.

В 1907 году впервые едет на несколько месяцев в Париж. В европейской культуре она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). В Париже художница посещала Академию Гранд-Шомьер, работала в студии портретиста Анри Каро-Дельвая. Во время этой поездки у неё сложились дружеские отношения с П. Пикассо и Г. Аполлинером.

В 1909–1914 годах жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже. Будучи членом петербургского "Союза молодёжи" и московского "Бубнового валета", Экстер с 1910 года показывала свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами.

Во время своего пребывания в Париже в 1910-1912 годах Экстер активно участвовала в модернистской деятельности. Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи и А. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого "Пикассо и окрестности" (1914) вышла в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Увлечённая в этот парижский период своего творчества перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, она стала инициатором первых выставок "Современного декоративного искусства" в России. Создаёт рисунки на платьях, платках, скатертях, подушках, декоративных ширмах, абажурах.

Декорации и костюмы спектаклей "Фамира Кифаред" по И. Ф. Анненскому (1916) и "Саломея" по Оскару Уайльду (1917) в Камерном театре принесли Экстер известность. Экстер были созданы эскизы костюмов и декораций к постановкам "Товарищ Хлестаков" по пьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), "Смерть Тарелкина" по пьесе А. В. Сухово-Кобылина в студии МХАТ (не состоялась).

В 1918 году Экстер в Киеве вместе с И. Рабиновичем открывает мастерскую декоративно-прикладного искусства, в которой занимаются П. Челищев, А. Тышлер, Н. Шифрин, А. Петрович и др.; готовит эскизы костюмов для танцевальных и балетных номеров Брониславы Нижинской, сестры В. Нижинского, открывшей в Киеве танцевальную "Школу движения".

В 1920 году она переезжает в Москву, где выходит замуж за драматического актёра Георгия Некрасова. В 1921 году художница оформляет постановку "Ромео и Джульетты" для Камерного театра, разрабатывает образцы рисунков ситца для промышленного производства, сотрудничает с Мастерской современного костюма, а затем - с ателье мод "Москвошвея", работая и над созданием парадной формы для Красной армии.

В 1922 году в её оформлении выходят "Записки режиссёра" А. Таирова и книга Я. Тугенхольда "Искусство Дега".

Вместе с В. И. Мухиной Экстер оформляет в 1923 году павильоны "Известий ЦИК и ВЦИК СССР" и "Красной нивы" для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В это же время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт во Вхутемасе, а также работает для ателье моды Н. П. Ламановой и в кинематографе.

Костюмы Экстер для фантастического фильма "Аэлита", представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 году в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. Их влияние прослеживается, например, в фильме "Метрополис" Фрица Ланга.

Оформляет художница и книги. В 1900-1920-е годы с её иллюстрациями выходят: O. Форш "Рыцарь из Нюренберга" (СПб., 1908); "Молоко кобылиц" (Херсон, 1914); Б. Лившиц "Волчье солнце" (1914); И. Аксёнов "Неуважительные основания" (М., 1916; включает два офорта Экстер); И. Аксёнов "Пикассо и окрестности" (М., 1914); "Гермес. Антология №1" (Киев, 1919); А. Таиров "Записки режиссёра" (М., 1921); Я. Тугендхольд "Искусство Дега" // Эдгар Дега и его искусство (М., 1922; обложка работы Экстер).

В 1924 году она принимает участие в организации советского павильона на XIV Международной биеннале искусств в Венеции.

В 1925-1930 годы по приглашению Ф. Леже преподаёт в Академии современного искусства в Париже.

В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую впоследствии представила в Магдебурге (1929) и Берлине (галерея Альфреда Флехтхайма. 1931). Марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском "новом реализме".

Берлинская галерея "Штурм" в 1927 году организовала первую персональную выставку художницы. На следующий год состоялась её персональная выставка в Лондоне - в "Claridge Gallery" ("Галерея Клэридж"). Ещё через год в Париже - в "Galerie des Quatre Chemins" ("Галерея у Четырёх дорог") - прошла выставка "Александра Экстер. Театр. Макеты, декорации, костюмы".

С 1930 года Экстер поселяется в пригороде Парижа Фонтенбло. В Россию художница больше не возвращается. В 1930-1940-е годы она всё меньше внимания уделяет станковому творчеству, основными направлениями её работы становятся оформление интерьеров, роспись керамической посуды.

В 1930-е годы художница создаёт свои знаменитые работы в области книжной графики.

В 1934 году произведения художницы включены в Международную выставку театрального искусства. Два года спустя Экстер приняла участие в выставке "Cubism and abstract art" в Нью-Йорке. Таким образом, её имя окончательно вписалось в историю современного искусства наряду с Малевичем, Лисицким, Родченко.

Фотогалерея

Поделитесь:
Наверх ↑